Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа
Краткое описание
В мире сейчас около двухсот стран, и в каждой из них в более или менее развитом виде функционирует регулятор общественных отношений – право. Везде есть свои особенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству. Но при этом среди них выделяют группы, объединенные общими признаками права. По совокупности этих признаков они составляют различные правовые системы.
Содержание
Введение……………………………………………………….……….…...3 Глава I. Правовая система и правовая семья: понятие и характеристика 1.1 Правовая система общества: понятие и критерии………………………………………………………….…………...5 1.2 Правовая семья: понятие, элементы, критерии выделения и виды………………………………………………………………….…….…..6 Глава II. Характеристика основных правовых семей мира 2.1. Романо-германская правовая семья…………………..……….……...8 2.2 Англосаксонская правовая семья (общего права) .……….……….....11 2.3 Религиозно-традиционные правовые семьи ..........................................15 Заключение…………………………………………………..………………..25 Список использованных источников и литературы…….............
- наряду с соблюдением
принципа верховенства закона
действует и принцип этатизма
- признание и усиление ведущей
роли государства в обществе;
- в государствах, относящихся
к этой правовой системе, имеется
несколько видов судов высшего
звена (во Франции три - Верховный
суд общей юрисдикции, Верховный
административный суд, Верховный
конституционный суд; в Германии
шесть...);
- действует система административного
контроля министерства юстиции
над судами (аттестация судей, контроль
за кадровой политикой судов, осуществление
программ по повышению квалификации судей...);
- структура юридической
профессии предполагает деление
на восемь горизонтальных ветвей:
судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий
юридический советник, прокурор
и подчиненные ему следователи,
ученые и преподаватели.[4]
Начало романо-германской правовой
семьи юристы-исследователи и историки
ведут с XIII в. До этого времени право в
Европе представляло собой сумму норм
обычного права. Большая заслуга в рецепции
римского права принадлежит ученым эпохи
Возрождения. Научные идеи глоссаторов
(IX в., Болонский университет) распространились
по всей Европе. Считается, что именно
они на основе римского права создали
европейскую правовую науку, сделали римскую
правовую терминологию общей для юристов
всех стран. Понятие собственности, деление
права на частное и публичное, вещных и
личных прав, договоров были восприняты,
поддержаны и усовершенствованы применительно
к достигнутому уровню общественных отношений.
Постепенно сформировавшаяся
система романо-германского права (Италия,
Франция, Испания, Португалия, Германия,
Австрия, Швейцария и др.). При всех исторических,
национальных и религиозных особенностях
обладает целым рядом общих черт, признаков.
Для континентальной правовой
системы характерны следующие основные
теоретические концепции государственной
власти и демократических институтов,
получившие широкое распространение в
мире:
- знание доктрины и
принципов мирового государства;
- закрепление принципов
разделения властей;
- обеспечение системы
конституционного контроля (конституционное
правосудие);
- регулирование административной
юстиции;
- гарантии развития многопартийной
системы;
- обеспечение местного
самоуправления.[5]
Страны, относящиеся к романо-германской
правовой семье, объединены единой концепцией,
согласно которой первостепенная роль
принадлежит закону. Тем не менее между
правовыми системами этих стран наблюдаются
и существенные различия, которые касаются
таких аспектов, как конституционный контроль,
кодификация, различная роль регламента
и толкования закона.
2.2 АНГЛОСАКСОНСКАЯ
ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ (ОБЩЕГО ПРАВА)
Зародившаяся много
веков назад в Англии, эта система получила
широкое распространение в мире. Колонизаторская
деятельность Британской империи, а впоследствии
мягкий, но устойчивый режим Британского
Содружества Наций способствовали тому,
что не менее трети человечества живет
под влиянием принципов, норм и методов
общего права. Крупные компаративисты,
исследуя семью общего права, первостепенное
внимание уделяют английскому праву как
"идеологической и источниковедческой
базе" всей правовой семьи.
Возникновение общего
права в Англии связано с периодом англо-саксонского
права как права местного, локального,
действовавшего на ограниченных территориях
и очень скупо, сжато регулировавшего
отдельные стороны жизни. После нормандского
завоевания (1066 г.) начинается период развития
общего права. Оно создавалось королевскими
судами, которые обращали главное внимание
на вопросы, требующие решения, процедуру
и доказательства. Частные лица, как правило,
не могли обращаться непосредственно
в королевский суд. Они должны были просить
у короля выдачи приказа, позволяющего
перенести рассмотрение спора в королевский
суд. Первоначально даже приказы издавались
в исключительных случаях.[6]
Постепенно список тяжб, по
которым они издавались, расширялся. В
ходе деятельности королевских судов
сложилась сумма решений, которыми и руководствовались
в последующем эти суды. Сложилось правило
прецедента. Однажды сформулированное
судебное решение в последующем становилось
обязательным и для всех других судей.
"Английское общее право образует классическую
систему прецедентного права или права,
создаваемого судьями". Отсюда некоторая
стихийность и необозримость правового
массива, отсутствие логики в его построении.
Развитие товарно-денежных
отношений, рост городов, упадок натурального
хозяйства привели к необходимости выйти
за жесткие рамки закрытой системы уже
сложившихся прецедентов. Эту роль взял
на себя королевский канцлер, решая в порядке
определений процедуры споры, в связи
с которыми их участники обращались к
королю. Так рядом с "общим правом"
сложилось "право справедливости".
На этой почве возник дуализм
судопроизводства: помимо судов, принимающих
нормы "общего права", существовал
суд Лорда-канцлера. "Право справедливости",
как и "общее право", является составной
частью прецедентного права, но прецеденты
здесь созданы иным путем и охватывают
иные отношения, чем "общее право".
Несмотря на сходные черты "общего права"
и "права справедливости", прецеденты
их судов фиксировались раздельно. Это
привело к дуализму английской правовой
системы, который продолжался более двух
веков вплоть до судебной реформы 1873 -
1875 гг. Она объединила "общее право"
и "право справедливости" в единую
систему прецедентного права.
Судебный прецедент - судебное
решение по конкретному юридическому
делу, которому придается общеобязательное
юридическое значение.[7]
В истории "общего права"
выделяются три этапа: формирование "общего
права", дополнение его "правом справедливости"
и толкование статусов. Общее право, как
и римское право, развивалось, руководствуясь
принципом: "право там, где есть и защита".
В англосаксонской правовой
семье различают группу английского и
американского права. В группу английского
права входят Англия, Северная Ирландия,
Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.[8]
Это "право судебной практики",
когда в решениях судов не только применяются,
но и создаются нормы права. Последовательность
их применения способствует устойчивости
правовой системы и судебной практики.
Правила прецедента означают обязанность
судов придерживаться ранее принятых
судебных решений. Но не все суды обладают
таким правом.
Структура права в англосаксонской
правовой семье (деление на отрасли и институты
права), сама концепция права, система
источников права, юридический язык совершенно
иные, чем в романо-германской правовой
семье. В английском праве отсутствует
деление на публичное и частное, безусловный
приоритет отводится процедурному праву,
а не материальному. Формы исков, доказательства,
процедурные правила, преимущественно
устное и непрерывное судопроизводство,
кратность мотивации, строгий ритуал вынесения
решений - такова специфика английского
права.
Основной принцип, соблюдающийся
при отправлении правосудия, состоит в
том, что сходные дела решаются сходным
образом. Доктрина прецедента отличается
сугубо принудительным характером. Нередко
английские суды обязаны следовать более
раннему решению. Судебные решения имеют
традиционную структуру, которая включает:
анализ доказательств, мнение судьи по
поводу спорных фактов; мотивы, которыми
руководствовался суд при вынесении решения;
правовые выводы. Но прецедентом здесь
является только правоположение, на котором
основано решение. Лишь оно носит обязательный
характер.
Англия не имеет писаной конституции,
ее заменяют акты парламента. Таковых
ежегодно принимается около 80. [9] Парламент
делегирует исполнительному органу власти
подзаконное нормотворчество.
Законодательство как источник
права находится в менее выгодном положении,
так как акт парламента требует судебных
толкований, которые сами становятся судебными
прецедентами. Что касается делегированного
законодательства, то суд официально имеет
право его отмены.
Несмотря на это, в последнее
время английское законодательство приобретает
все более систематизированный характер.
В результате осуществления ряда последовательных
реформ крупными консолидированными актами
ныне регулируется подавляющее большинство
правовых институтов, хотя до сих пор ни
одна отрасль английского права не кодифицирована
полностью. Классификация ее составных
частей такова: уголовное и гражданское
право; публичное и частное право; материальное
и процессуальное право; муниципальное
и публичное международное право. И все
же, в отличие от отраслевого построения,
характерного для континентального права,
английское право рассматривается как
право институтов - право лиц (национальность,
место жительства, брак и т.д.), право контрактов
(договоров), право причинения вреда (ущерб),
отношения траста, право собственности,
право приобретения, уголовное право,
процедуры (гражданское, уголовное, в магистратских
судах и др.).
В английском праве много своеобразия,
повлиявшего на структуру общего права.
Сталкиваясь с чем-то незаконным, "англичане
прежде всего инстинктивно оглядываются
на прецедент". Если новое приводит
их в смятение, то "пример прошлого дает
им чувство опоры".
Американская революция выдвинула
на первый план идею самостоятельного
национального американского права, порывающего
со своим "английским прошлым". Принятие
писаной федеральной конституции в 1787
г. и конституций штатов, вошедших в состав
США, - было первым и важным шагом на этом
пути. Предполагался полный отказ от английского
права, а вместе с ним от правила прецедента
и других характерных черт "общего права".
В ряде штатов были приняты уголовные,
уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные
кодексы, были запрещены ссылки на английские
судебные решения, вынесенные до провозглашения
независимости. Однако перехода американской
правовой системы в романо-германскую
правовую семью не произошло. Лишь некоторые
штаты, бывшие ранее французскими или
испанскими колониями (Луизиана, Калифорния),
приняли кодексы романского типа, которые,
однако, в дальнейшем постепенно оказались
как бы поглощены "общим правом".[10]
В целом же в США сложилась система, сходная
с английской - прецедентное право во взаимодействии
с законодательством.
Некоторые исследователи выделяют
четыре типа американского права - формальное
и публичное (акты Конгресса и т.п.); публичное,
но не формальное (ограничение скорости
движения по дорогам и т.п.); формальное
и частное (процедура рассмотрения исков,
жалоб и т.п.); частное и неформальное (правила
жизни в семье).
Но в то же время американское
право отличается от английского большей
степенью структурированности, систематизации,
громадной ролью Конституции, двухуровневой
государственной и правовой системой,
многообразной правовой культурой, свойственной
федеративному государству.
Штаты, входящие в состав США,
наделены весьма широкой компетенцией,
в пределах которой они создают свое законодательство
и свою систему прецедентного права. Суды
штатов осуществляют свою юрисдикцию
независимо один от другого. Нередки случаи,
когда они принимают по аналогичным делам
противоположные решения. Это создает
коллизии, усугубляющиеся расхождением
в решениях судов штатов с решениями федеральных
судов, которым подведомственны определенные
категории дел.
2.3 РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
В этих семьях различают так
называемые религиозные (еврейское право,
мусульманское право, индусское право)
и традиционные (право стран Дальнего
Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара)
правовые группы.
Религиозная правовая система-это
правовая система, где основным источником
права выступает священный памятник. Наиболее
известными примерами являются исламское
право(шариат) и иудейское право (галаха).
Еврейское право
Древнейшее право еврейского
народа заслуженно занимает достойное
место в мировой истории права. Общие законы
и конкретные правила, отраженные в священных
книгах, получили свое распространение
практически по всему миру. Одной из характерных
особенностей еврейского права является
то, что несмотря на значительный исторический
срок, в течение которого государство
Израиль не существовало - право было сохранено.
С потерей государственного
центра у еврейского народа оставался
единый духовный центр, но затем и он был
утерян. Поэтому вполне естественным является
то обстоятельство, что в истории еврейского
права, насчитывающей многие столетия
(более трех тысяч лет), периоды подъема
чередуются с периодами упадка, а стадии
интенсивного использования источников
для развития еврейского права - со стадиями
застоя.
Наиболее интенсивно процесс
рассеивания израильского народа происходил
в конце X и начале XI вв. В память об этом
в современном Израиле (один из воскресных
дней августа) отмечается День траура
еврейского народа (в еврейском календаре
эта дата обозначена как День девятого
Ава). Считается, что именно в этот день
в древние времена были разрушены Первый
и Второй иерусалимские храмы, а в средние
века в этот день евреев изгнали из Англии
и Испании.[11]
Основная роль в объединительном
процессе стала принадлежать многочисленным
еврейским диаспорам, расположенным на
всех континентах. Они стали выполнять
роль духовных центров, поддерживая между
собой письменную и личную связь. Знатоки
Галахи во всех этих центрах изучали и
комментировали одни и те же законы. Однако
делали это с учетом реальных жизненных
условий, в которых находились.
Жизнь общества, законы государства
местонахождения диаспоры, особенности
торгово-экономических отношений, порядок
формирования органов управления общин,
характер отношений с местным населением
и с органами власти - все это не могло
не отражаться на содержании еврейского
законодательства, внося в него новые
черты и придавая ему более универсальный
характер.
Специалистами отмечается,
что по уровню правового регулирования
общественных отношений древнееврейское
право уступало вавилонскому и египетскому.
Оно отражало особенности и требования
времени становления ранней государственности.
Особое воздействие на содержание формирующегося
права оказали религиозные предписания
иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности
израильского народа, а также необходимости
подчинения социального поведения людей
священным заветам, отраженным в Торе,
Талмуде и многочисленных религиозно-нравственных
нормах. Однако в последующем, в силу изменившихся
обстоятельств, древнееврейское право
не на все преподносимые жизнью вопросы
могло дать ответ.