Правоохранительная функция Прокуратуры РА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие функций прокуратуры РА.
2. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры
3. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений. Уголовное преследование
4. Координация деятельности по борьбе с преступностью

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по правоохранительным функциям прокуратуры.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Тема: Правоохранительная функция Прокуратуры РА

 

                ПЛАН:

1.Понятие функций прокуратуры  РА.

2. Надзор за исполнением законов  как основная функция прокуратуры

3. Рассмотрение и разрешение  заявлений, жалоб и иных обращений.  Уголовное преследование

4. Координация деятельности по  борьбе с преступностью

 

1.Содержание деятельности прокуратуры как государственного органа может быть исследовано и раскрыто через определение ее функций. Но, прежде всего, следует разобраться в понятиях «функции» и «направления деятельности», причем начинать следует с понятий «цели» и «задачи», т.к. именно через цели, задачи того или иного государственного органа, организации получает отражение его сущность, предмет и пределы деятельности. Наличие четко определенных целей, задач - это необходимый атрибут любой организованной структуры, любого органа или организации. Цели и задачи определяют функции этих структурных образований, устанавливаются компетенция и конкретные полномочия каждого из них. В зависимости от полноты достижения целей и задач определяется эффективность функционирования государственного органа, учреждения. Не исключение и органы прокуратуры.

Конкретное представление о  целях и задачах прокуратуры  может быть сформировано на основе анализа законодательства, регламентирующего  деятельность прокуратуры. Цели и задачи деятельности прокуратуры исчерпывающим образом определены в Конституции РА, законе РА от 12 июня 2006 года №1377-с-XIV «О прокуратуре Республики Абхазия» (далее - Закон о прокуратуре), иных законах, приказах и указаниях Генерального прокурора РА. При этом цели и задачи отмеченной деятельности определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государственном механизме.

Из содержания Конституции РА видно, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Правосудие в РА осуществляется только судом (ст. 68). Прокуратура не является контрольным органом законодательной власти, а представляет собой самостоятельный централизованный орган. Прокуратура РА - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РА надзор за соблюдением Конституции РА и исполнением законов, действующих на территории РА . Ст. 75Конституции РА, включенная в главу 5 «Судебная власть» - содержит положения о том, что «Органы Прокуратуры Республики Абхазия составляют единую систему и осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было органов власти», а также определяет порядок назначения прокуроров различных уровней. О полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры сказано, что они определяются законом.

Цели деятельности прокуратуры РА закреплены в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:верховенства закона;единства и укрепления законности;защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений абхазской прокуратуры.

В.Ф. Крюков предлагает различать цели деятельности прокуратуры - ближайшие  и конечные. По его мнению, принятие прокурором мер по установлению конкретного  нарушения прав и свобод гражданина и восстановление их - это ближайшая  цель. Конечная цель прокурорского  надзора состоит в создании условий, исключающих нарушение закона.

Нередко цели и задачи деятельности того или иного органа отождествляют. Вместе с тем проводят и их различие. Как более конкретные и частные категории задачи в зависимости от реализации всех и отдельных функций органа, организации подразделяют на общие и специальные (частные). Иногда выделяют функциональные задачи.

В отличие от понятия целей и  задач более устоялось в юридической  литературе понятие «функция». Оно, по выражению В.П. Рябцева, относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности того или иного государственного органа. Если обратимся к трактовке термина «функция» (от лат. funktio), который впервые был введен в научный оборот Лейбницем, то увидим, что по своему содержанию он означает совершение, круг деятельности, назначение, а также содержание самой деятельности, исполнение.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в  ст. 1, определяя понятие прокуратуры, закон раскрывает его через основные функции:надзор за исполнением законов центральными и местными органами государственного управления, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина центральными и местными органами государственного управления, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие; надзор за исполнением законов  судебными исполнителями; надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу; уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Республики Абхазия;  координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 В другой норме определяется, что «на прокуратуру Республики Абхазия не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных законами» (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре  содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем  отсутствует общее определение  понятия функции.

Функции прокуратуры можно определить как совокупность действий прокурора или сотрудника прокуратуры, предусмотренных законодательством и направленных на обеспечение исполнения законов и подзаконных нормативных актов, а также иных целей.

Широкое распространение в прежние  годы получила такая позиция, что  единственной функцией прокуратуры  является надзор за исполнением законов. Это было связано с тем, что  в ранее действовавшем Законе СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР»  отсутствовал функциональный подход, и упоминались лишь основные направления  деятельности прокуратуры. Сторонники этой точки зрения считали, что вся  деятельность прокурора - поддержание  государственного обвинения в суде, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, участие  в совершенствовании законодательства и т.д. - являлось формами осуществления  высшего надзора за исполнением  законов.

В то же время другие ученые считали, что ст. 3 Закона СССР о прокуратуре  указывает не на одну, а на несколько  функций прокуратуры. Так, А.Д. Берензон делал вывод о том, что в  действовавшем на тот момент законодательстве выделены были кроме надзорной также  криминологическая, криминалистическая, правотворческая и правовоспитательная  функции.

И сегодня разные авторы выделяют различные виды функций прокуратуры.

Функцией прокуратуры является надзор. Об этом со ссылкой на разных авторов пишет Ф.М. Кобзарев: «Анализ  норм и положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в  прокурорском надзоре заключается  основная функция прокуратуры».

Ю.П. Синельщиков о функциях прокуратуры  пишет следующее: «Функция надзора  за исполнением законов прямо  закреплена в законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установила: «В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура Российской Федерации осуществляет… надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное следствие». В ч. 1 ст. 37 УПК РА говорится о том, что прокурор осуществляет»… надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

В свою очередь, С. Осипян, говоря о  функциях, пишет следующее: «Исходя  из задач прокуратуры, определяющих осуществление ее полномочий в общей  системе ее функциональной деятельности в надзорной сфере и осуществлении  уголовного преследования, базовые  функции являются логически первичными для деятельности прокуратуры. В  целом они определены в Законе о прокуратуре. Однако думается, что  с учетом сегодняшних реалий они  не могут не быть пересмотрены. В  законе … должны быть четко обозначены три базовые функции прокуратуры:

функция надзора за соблюдением  Конституции и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора);

функция уголовного преследования  в ходе уголовного судопроизводства;

функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве  и участия прокурора в суде».

Также В.П. Рябцевым выделяется шесть  функций управления в органах  прокуратуры: аналитическая работа; прогнозирование; планирование; взаимодействие органов и структурных подразделений  прокуратуры; контроль исполнения; руководство. Однако вряд ли можно согласиться  с отнесением к функциям прокуратуры  направлений, связанных с внутриорганизационной  деятельностью, такими, как подбор кадров, их подготовка, переподготовка, контроль исполнения, управление прокурорской системой. Дело в том, что перечисленные  направления деятельности присущи  любому юридическому лицу - как некоммерческой, так и коммерческой организации - и не являются специфическими для  прокуратуры. Поэтому, как представляется, нельзя согласиться с В.Г. Мелкумовым, называющим среди функций прокуратуры  в качестве самостоятельной управленческую функцию.

Следует подчеркнуть, что важнейшим  условием эффективности деятельности прокуратуры служит внутренняя взаимосвязанность  и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность, естественно, вытекает из единства задач обеспечения  законности и правопорядка.

Некоторые авторы выделяют правозащитную  функцию прокуратуры. Говоря о правозащитной  функции прокуратуры, следует отметить, что данное понятие обладает достаточно широким смысловым значением. Термин «защита» во многих случаях является синонимом термина «охрана», поскольку  законодательством оба этих термина  используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении  и соблюдении установленных прав и свобод граждан и законных интересов  общества и государства.

Функции прокуратуры разбиваются  на подфункции. Так, в зависимости  от сфер правовых отношений, в которых  осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция подразделяется на ряд подфункций.

Как представляется, ст. 1 Закона о  прокуратуре не вполне удачно сконструирована  с точки зрения юридической техники, поскольку без какого-либо разделения, не только в одной статье, но в  одной и той же ее части изложены и направления надзорной деятельности, и наименования двух функций, не имеющих  отношения к надзору. Еще две  функции названы в последующих  частях статьи. Далее, в ч. 5, говорится  о том, что Генеральная прокуратура РА выпускает специальные издания, что вообще нельзя отнести к функциям прокуратуры.

Представляется, что после ст. 1 под заголовком «Прокуратура Республики Абхазия», где бы раскрывалось назначение, цели и задачи прокуратуры, было бы целесообразно поместить статью под названием «Функции прокуратуры». В ее тексте следовало бы изложить, что основной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов, а затем указать перечень иных функций прокуратуры. Подфункции следовало бы назвать в отдельной статье Закона о прокуратуре, а положение о том, что прокуратура выпускает специальные издания, можно было бы вообще отнести в раздел VII, именуемый «Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры».

2.Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. По мнению М.С. Шалумова, надзор прокуратуры за исполнением законов есть «главная, основная функция, из существа которой вытекают все другие, дополнительные функции». Данная функция закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре.

В соответствии со ст. 1 прокурорский надзор представляет собой осуществляемый органами прокуратуры надзор за:

·исполнением законов министерствами, государственными комитетами, службами, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления  общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного  содержания и содействия лицам, находящимся  в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов. Этот вид надзора традиционно именуется общим надзором;

·соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Информация о работе Правоохранительная функция Прокуратуры РА