Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
Правовое сознание способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, является определяющим источником этого сознания, и кроме того, именно правосознание оно помогает личности увидеть вариативность средств достижения целей юридически значимого поведения и осуществить выбор конкретного средства из множества. В период современного развития общества обязательным условием воспитания личности и её деятельности в юридической действительности выступают знания субъектов об оценке его поступков со стороны государства и общества, а так же непосредственно уровень его правосознания. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена потребностью полного и всестороннего рассмотрения правового сознания общества и личности современной, меняющейся России.
Введение 3
1. Понятие и сущность правосознания 5
2. Структура и функции правосознания 10
3. Виды и уровни правосознания 15
4. Современное правосознание российских граждан 20
Заключение 25
Библиографический список 27
Подводя итог вышесказанному, нужно сказать о том, что правовая психология является, безусловно, важным и сложным структурным слоем правосознания, который объединяет в себе комплекс чувств, настроений, представлений, эмоций, интуиции. Правовая психология формируется в результате восприятия правовой действительности.
Перейдем ко второму элементу правосознания. И.Е. Фарбер определяет правовую идеологию как систему правовых идей, выражающих интересы и потребности класса19. Р. С. Байниязов определяет правовую идеологию как систему взглядов, убеждений, идей, доктрин, и т.д., в которых выражается интеллектуально-умственное и отчасти эмоциональное отношение (осмысление, осознание, понимание) личности, социальных групп, правящих элит к правовой действительности (прошлой, настоящей, желаемой)20.
В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит посредством ее глубокого теоретического, научного анализа путем обобщения правовых явлений. Правовые идеи и взгляды находят теоретическое отражение в научных исследованиях по вопросам государства и права, политологии которые ввиду объективности изложенного материала могут служить пособием для государственных и политических деятелей в правовой сфере деятельности.
Содержание правовой идеологии обусловлено комплексом конкретно-исторических факторов: уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.21
Значение правовой идеологии в формировании правосознания общества и отдельной личности трудно переоценить. Идеология задает основу, устанавливает нравственно – моральные ориентиры, позволяет сформировать цели, приоритеты в развитии общества.
К сожалению, правовая идеология не всегда является объективной и истинной, часто она бывает загружена юридическими ошибками, иллюзиями, а порой и лицемерием. Примером может служить правовая идеология США: под ценностями демократического правового государства ясно очерчиваются стремления к авторитаризму, что служит одним из источников недовольства американских граждан.
Подытоживая изложенное, отметим, что социальная роль правовой идеологии в обществе велика: ее принципы и содержание дают возможность субъектам правильно ориентироваться в правовой действительности. Правовая идеология призвана обеспечить соблюдение и выполнение нормативно-правовых предписаний, тем самым, создавая культурное юридическое пространство22.
Важным является понимание того, что «между идеологией и психологией нет непреодолимой стены, ведь они существуют в едином сознании, каждая форма которого распадается на психологию и идеологию»23.
Таким образом, правовая психология и правовая идеология, являясь структурными звеньями правосознания, служат для осуществления функций последнего. Какие же это функции? Т. В. Синюкова пишет, что функции правосознания – это «направления воздействия на общественные отношения» и выделяет следующие функции: познавательная, оценочная и регулятивная24.
Познавательная функция состоит в изучении общественной жизни, социально-экономических процессов с точки зрения их правового анализа. С течением времени индивид накапливает опыт в правовой сфере деятельности, который подвергается сортировке с помощью оценочной функции. Оценочная функция определяет эмоциональное отношение человека к правовым явлениям, от которого зависит определение значимости полученных знаний в какой–либо ситуации. Ценным для личности будет являться то, что служит объектом ее желания или целью деятельности, а также то, чему отдается предпочтение среди ряда прочих. В содержание правосознания включаются следующие виды оценочных отношений: отношение к праву (к его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих (преступности, преступникам); к правоохранительным органам и их деятельности (к прокуратуре, суду, и др.); к своему правовому поведению (самооценка). Как итог реализации ценностного отношения возникает правовая установка личности. Те установки личности, которые доминируют, определяют ее направленность и жизненную позицию25.
Регулятивная функция связана с поведением человека в обществе. На то, поступает индивид правомерно или неправомерно, влияет наличие или отсутствие представление о праве. Разумеется, не нужно преувеличивать значимость права, поскольку на поведение человека кроме правового сознания оказывает влияние также нравственное, политическое, философское и другие виды сознания. С регулятивной функцией правосознания связано правотворчество: в зависимости от уровня правового сознания меняется и уровень юридической техники. В случае отсутствия правового регулирования какого-либо вопроса индивид, с помощью регулятивной функции правосознания, может урегулировать свое поведение согласно принципам права (применив аналогию права или аналогию закона). И, наконец, регулятивная функция позволяет коррелировать правовое регулирование с другими видами общественного регулирования: моральным и нравственным. Таким образом, регулятивная функция правосознания позволяет определить границы действия норм правовых и норм социальных, и скоординировать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.
В связи с тем, что во-первых, правосознание есть совокупность мыслительных, эмоциональных и волевых процессов, а во-вторых, эти процессы с равным успехом могут находиться на уровне развития в качестве правовых чувств и эмоций, а могут приводить к теоретическим выкладкам, формулировать идеологию различных социальных групп, правовые ценности общества, мы приобретаем возможность выделения различных видов правосознания. В зависимости от уровня и глубины знания права, а также от особенностей выполнения функции регулятора общественных отношений, правосознание классифицируют следующим образом: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Обыденное правосознание складывается самостоятельно и стихийно, на него влияют жизненные обстоятельства, условия жизни данного индивида, его жизненный опыт, а также повседневные факторы. Каждый человек сталкивается с правовыми нормами: получает информацию из средств массовой информации или литературы; из наблюдений за правотворческой и правоприменительной деятельностью органов государственной власти, органов МСУ, их должностных лиц; осуществляя права и обязанности, предусмотренные нормой права26. Зачастую обыденное правосознание носит характер упрощенных, неглубоких суждений о праве и отражает по-житейски воспринимаемые конкретные правовые явления. Значительную роль в таком правосознании играют чувства, эмоции, переживания27.
Субъекты с таким уровнем правосознания, как правило, имеют представление об основах правовой организации общества.
От совпадения содержания норм и нравственных устоев зависит тип поведения: будет субъект действовать, руководствуясь нормами права; действовать, используя и правовые нормы, и моральную оценку, или действовать вопреки установленным нормам. Выбор варианта поведения детерминирован тем, насколько существующие нормы и другие правовые явления одобрены правосознанием, соответствуют представлениям индивида о добре, справедливости, гуманизме28.
Глубина осознания правового бытия на уровне обыденного правосознания не отличается научным характером знаний, однако это не означает, что по сравнению с другими данный уровень правосознания играет второстепенную роль. Скорее наоборот, поскольку преобладающим является население без специальной теоретической или юридической подготовки. А значит, их поведение в большей степени влияет на состояние законности-беззакония в стране.
Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе тщательных и масштабных исследований социальной действительности и глубоких аналитических правовых обобщений. Это теоретическое осмысление права и явлений, которое данное право порождает. Именно научное правосознание служит непосредственным источником правотворчества и совершенствованию юридической практики. В содержание такого правосознания в основном входит правовая идеология, а так же система теоретических правовых знаний29. Именно научному правосознанию принадлежит определение путей дальнейшего развития права, законодательства, оценки всего спектра проблем правового развития общества. Научное правосознание отмечает более глубокое и адекватное осмысление правового бытия и большая степень «намеренного недостатка эмоциональности». Это находит свое отражение в механизме правового мышления, используемого в правовой науке, с присущими ему законами диалектической и формальной логики30.
Профессиональное правосознание складывается в среде профессионалов-юристов. Умение научно, категориально мыслить о правовой сфере жизни является их профессиональным отличием. Особенностью такого правосознания является то, что ценности права воспринимаются в комплексе31. Юристам должны быть хорошо известны принципы и нормы права, источники права, научные рекомендации судебная практика по реализуемым отраслям права. Их сознание должно отличаться мобильностью, восприимчивостью к приобретению новых правовых знаний, а также знаний тех отраслей науки, которые могут пригодиться в работе32.
Осмысление проблемы профессионального правосознания требует учета особенностей правового мышления юристов. «Мышление юриста – это определенный вид профессионального мышления, это известная область мышления человека, которая не ограничивается строгими рамками и которая определена в первую очередь своим предметом, т.е. правом. Предметом правового мышления и его целью предопределены некоторые его особенности, прежде всего, его рациональность и намеренный недостаток эмоциональности, его точность, которая неизбежно больше, чем в обыденном мышлении»33.
В зависимости от субъекта можно выделить следующие виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное (общесоциальное). Для лучшего понимания сначала выясним, что является индивидуальным и общественным сознанием.
В своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс пишут о том, что мышление «существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей»34. Согласно их теории, индивидуальное сознание есть в сущности общественное сознание.
Что такое общественное сознание? Профессор Ф. В. Константинов различает общественное сознание в широком и узком смысле. В широком толковании оно означает политические, правовые, нравственные, религиозные и иные взгляды, а также национальные особенности и особенности психологии народов и классов. В узком же смысле – это общественные идеи, взгляды и теории35.
Как отмечает И. Е. Фарбер, индивидуальное сознание отражает помимо общественного бытия индивидуальные условия жизни индивидов, такие как семья, быт. «В индивидуальном сознании могут быть конфликты между общим (идущим от общественного сознания) и личным. Общественное сознание отражает только общественное бытие, общественные отношения и их социальные продукты – государство, право и пр.»36.
Отметим, что не стоит умалять значение индивидуального сознания перед общественным и наоборот, а нужно признать их относительно самостоятельное значение и взаимопроникновение в друг друга.
Соотношение индивидуального, группового и общественного видов правосознания не находит однозначного понимания в юридической науке. Например, И. Л. Петражицкий считал, что «все правовые суждения существуют только в сознании отдельной личности»37. А.Б. Венгеров считает, что «индивидуальное и групповое правосознание не отделены китайской стеной, они взаимосвязаны, переплетены»38. Е.А. Белканов выделяет следующие виды правосознания: индивидуальное; групповое (микрогрупповое); классовое, национальное и общественное (макрогрупповое); и глобальное39.
Индивидуальное правосознание выступает как итог адаптации отдельной личности в социальной группе, обществе и усвоения ею общественного правосознания сквозь призму особенностей своего жизненного пути. Это полностью согласуется с тезисом, что совместные формы сознания в совокупности с личным опытом образуют основу восприятия юридической действительности каждым отдельным человеком.
Групповое правосознание – коллективное правосознание взятой в единстве какой-либо социальной группы. Такое правосознание имеет ряд предпосылок своего формирования и выделения в качестве самостоятельного вида правосознания. Во-первых, в любом социуме складывается собственная субкультура, включающая свои ценности, которые влияют на оценку членами группы сложившейся правовой ситуации. Во-вторых, играет роль различие интересов социально-демографических групп, связанных с различным отношением к собственности, к власти, и в целом - к общественному строю и нормам, его определяющим.
Классовое и национальное правосознание охватывают, соответственно, определенные классы и нации и рассматривается исключительно в этой совокупности.
Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, получивших широкое распространение в обществе и отражающих наиболее типичные свойства его юридической действительности. Оно выражается в правовой культуре, в идеологии, в законодательстве (поскольку оно легализуется посредством принятия государственным органом, представляющим общество, законов), в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе. Общественное правосознание находит отражение во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия.
Достижение состояния гражданского общества не может произойти без повышения уровня духовно-культурной сферы. К правосознанию и правовой культуре необходимо предъявить достаточно жесткие требования, иначе духовная сторона жизни социума будет «хромать», что негативным образом скажется на правовой системе государства. Правосознание, право не могут детерминировать устои культурно-духовной жизни общества, это дело нравственности и эстетического сознания, правосознанию же в гражданском социуме отведена иная роль – оно устремлено к творческому созиданию юридических принципов, институтов, идей.