Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 17:20, курсовая работа
Процесс правотворчества – это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных, выражающих общественные потребности законов, может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.
Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ……………………..…..6
1.1 Понятие и содержание правотворчества…………………………….....6
1.2. Принципы правотворчества…………………………………………….8
1.3. Субъекты и виды правотворчества……………………………….......10
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС……………………………………..….....14
2.1. Стадия законодательной инициативы…………………………….......15
2.2. Стадия обсуждения законопроекта…………………………………...16
2.3. Стадия принятия закона……………………………………………... 17
2.4. Стадия промульгации………………………………………………… 19
3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……….... 20
3.1.Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей……..…………………………………………………... 21
3.2. Принцип понятийной определенности………………………………22
3.3. Принцип модальной сбалансированности…………………………..23
3.4. Принцип ретрибутивной обеспеченности…………………………...25
3.5. Условия действия механизма обеспечения реализации закона……25
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ……..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 31
Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета
экономики и права в г. Усть-Илимске
(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)
Кафедра Права
КУРСОВАЯ работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория государства и права»
НА ТЕМУ: «Правотворчество: понятие, принципы, виды,
основные стадии развития»
СОДЕЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ……………………..…..6
1.1 Понятие и содержание правотворчества……………………………....
1.2. Принципы правотворчества………………………………………
1.3. Субъекты
и виды правотворчества………………………………...
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС……………………………………..….....
2.1. Стадия законодательной инициативы…………………………….......15
2.2. Стадия
обсуждения законопроекта…………………………………...
2.3. Стадия принятия закона……………………………………………... 17
2.4. Стадия
промульгации………………………………………………
3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……….... 20
3.1.Принцип адекватного отражения нормативно-правовых
потребностей……..……………………………………
3.2. Принцип понятийной определенности………………………………22
3.3. Принцип модальной сбалансированности…………………………..
3.4. Принцип ретрибутивной обеспеченности…………………………...25
3.5. Условия действия механизма обеспечения реализации закона……25
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 31
ВВЕДЕНИЕ
В многочисленной и динамичной правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает и формирует его, открывает «дверь» в общество.
Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных существенных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он образуется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связанно собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в основном законе государства. Отступая от принципа законности, либо создавая закон неспособный «прижиться» в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижая степень общественного доверия. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям правового государства.
Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровня правовой защищенности граждан.
Тема законотворчества и механизм обеспечения реализации закона, как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законодательной работы могут негативно сказаться на правовой системе. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.
Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения. Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.
Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:
- правотворчество имеет потому
огромное значение, что результаты
такой деятельности (законодательство)
непосредственно регулируют
- правотворческая деятельность
– сложнейший процесс, результатом
которого является
- принципы действия
Всё вышеизложенное оказало влияние на выбор темы курсовой работы. Останавливаясь не только на чисто процессуальных аспектах разработки и принятия закона, но и на теоретических проблемах законопроектной работы, хочу показать это как процесс творчества, строящийся на определенных принципах и имеющей четкие логические основы.
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
1.1. Понятие и содержание правотворчества
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью, формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой внутренне согласований непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившихся в обществе разнообразных отношений.
Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они обязаны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.1
В отечественной и зарубежной литературе правотворчеству просвещенно много книг, диссертаций и статей. По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Несмотря на столь многочисленные определения правотворчества, смысл всегда остается один.
Право, как любое социальное явление имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом.
На основании изложенного можно дать определение правотворчества: это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.
По своему содержанию правотворчество представляет собой:
– во-первых, монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, которые придают им статус общеобязательных правил поведения;
– во-вторых, созидательно-интеллектуальную деятельность, так как правотворчество связано с познанием, изучением, анализом явлений и процессов, происходящих в обществе, выявлением потребностей в правовом регулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и других процессов, требующих профессионализма;
– в-третьих, процессуальную деятельность – она имеет свои стадии, осуществляется в установленном порядке.
Теоретически цели правотворчества удается сформулировать достаточно просто. Это – обоснование и совершенствование законодательства, его обновление, изменение. Однако при этом надо учитывать, что определение конкретных целей правотворчества, принятие тех или иных конкретных законов и других нормативно-правовых актов становится ареной острой социальной борьбы, столкновений или компромиссов разных социальных сил, разных политических, экономических интересов.
1.2. Принципы правотворчества
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется не спонтанно и хаотично, а на базе основополагающих принципов, представляющих собой организованные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления этой деятельности. Рассмотрим эти принципы подробно.
Демократизм – проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждении нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное участие депутатов широкой общественности. Принцип демократизма означает обязательность выявлять и выражать в законах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравственным здоровьем и т.п.
Законность – строгое соблюдение установленного порядком подготовки, принятия, опубликования нормативно-правовых решений, соответствия конституции страны и ее законам вышестоящей юридической силы, правотворческой процедуры. Принцип законности означает, что в правотворчестве особенно важно соблюдение процедуры принятия нормативно-правового акта, соблюдение компетенции органа, принимающего такой акт, и т.п.
Гуманизм – направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.
Научный характер – правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижение науки и техники, основываться на технических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а так же ученые и юристы. Таким образом, принцип научности включает в себя:
– разработку научно обоснованной стратегии правотворчества;
– планирование приоритетности принимаемых актов;
– прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм права;
– учет достижений юридической науки – отечественной и зарубежной;
– использование рекомендаций научных коллективов, отдельных ученых и общественности.
Профессионализм – участие в разработке правотворческих решений квалифицированных специалистов, соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. Для принятия эффективных нормативных правовых актов необходимы учет разнообразных факторов как объективного, так и субъективного свойства, владение правилами юридической техники.
Гласность – результат правотворческой деятельности – нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан – должны быть доведены до сведения последних. Таким образом, принцип гласности означает, что все принятые нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию, доведению до сведения населения. Неопубликованные акты не подлежат применению. Но это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну.
Принцип системности – предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать пробелов, коллизий, дублирования и использовать средства регулирования, присущие данной отрасли права.
Информация о работе Правотворчество: понятие, принципы, виды, основные стадии развития