Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения.

Содержание

Введение
3
1.
Правотворчество: основные положения
5
1.1.
Понятие, принципы правотворчества
6
1.2.
Виды правотворчества
8
2.
Законотворчество в РФ
10
2.1.
Законотворчество: понятие, особенности
10
2.2.
Стадии законотворческого процесса в РФ
13
Заключение
15
Практическое задание
17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Законодательная процедура строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих законов, а также – специальных положений и регламентов.

Посредством правотворчества  нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.

Законодательство - это установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены  в соответствующую систему. (Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития (материалы «круглого стола» // Советское государство и право. 1992. №10,11,12.)

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1. Конституция - основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

2. Федеральные законы - принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации.

3. Указы Президента - это подзаконные правовые акты, принимаемые главой государства в пределах его компетенции. Действие распоряжений Президента РФ во времени, пространстве и по кругу лиц устанавливается в самом указе. Главным условием данного рода нормативно-правовых актов является – соответствие и отсутствие противоречий с основным законом (Конституцией РФ) и Федеральными законами.

4. Постановления и Распоряжения Правительства - Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений  Правительства РФ. Акты по оперативным  и другим текущим вопросам, не имеющие  нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

5. Нормативные акты министерств и ведомств - это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной  власти субъектов федерации.

 

 

 

 

 

2.2. Стадии законотворческого процесса в РФ

Законотворчество – это сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Это главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

- принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

- одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

- подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); (Конституция РФ. http://constitution.garant.ru/science-ork/modern/3540062/)

Опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). (Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. l997.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение материала данной курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы.

Правотворчество – одно из важнейших направлений работы любого государства, служит начальным этапом жизни права.

Соблюдение принципов правотворчества (законность, гласность, демократизм, профессионализм, планирование) помогает законодателю избегать правотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.

Мы выяснили, что правотворческой деятельностью  занимаются следующие органы: высшие (на уровне федерации и ее субъектов) и местные органы государственной власти и управления; непосредственно сам народ, путем проведения референдума; субъекты федерации; высшие судебные органы.

Главная составная часть  правотворческого процесса, его сердцевина – это законотворческий процесс. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Субъектами законотворчества выступают государственные органы и негосударственные структуры, наделенные соответствующими полномочиями.

Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных  актов) зависит от соблюдения:

-  принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах;

          - стадий законотворчества (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, обнародование закона);

        - правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники.

Соблюдая принципы законности, создавая законы, способные прижиться  в обществе, не противоречащие друг другу и общественной системе  в целом, государственная власть повышает свой авторитет, повышает степень общественного доверия, обеспечивая при этом соблюдение прав и свобод граждан нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

 

    Норма права – это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Нормы права чрезвычайно  разнообразны. Для того чтобы облегчить  изучение и исследование норм права, применяют различные классификации.

Норма процессуального права – совокупность норм правовой системы, регулирующих общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении дел в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.

Процессуальные нормы  отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права.

В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть  норм о выборах, референдумах, нормы  о порядке работы парламента, о  законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума (Палаты Федерального Собрания - Парламента России) заседают раздельно (п. 1 ст. 100 Конституции РФ 1993 г.). Или еще один пример: согласно Конституции, «федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы», а «принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации» (пп. 2, 3 ст. 105 Конституции РФ). Очень много процессуальных норм содержится в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы, которые в этой связи могут быть охарактеризованы как специальные своды процедурных норм. (Козлова Е.И. Государственно-правовые нормы и институты // В кн.: Государственное право РФ. М., 1996.)

 

Различные правовые нормы  выполняют различные функции  в процессе правового регулирования. Одни нормы носят общий для  всей деятельности характер, определяя  задачи, принципы, правовое положение  субъектов уголовно-процессуальных отношений, другие - условия производства в определенной стадии, третьи - регулируют условия и порядок конкретного следственного или судебного действия и т. д.

Диспозиция - это само правило поведения, то, что должны совершить  адресаты данной нормы, можно сказать, цель данной нормы.

В зависимости от способа формулирования диспозиции в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции.

Ссылочными являются диспозиции, которые не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме. (Алексеев С.С. Государство и право. М., I994.)

Примером ссылочной диспозиции может служить ст. 85 ГК РФ, согласно которой права и обязанности  сторон по договору банковского счета, «связанные с кредитованием счета, определяются правилами о займе  и кредите (глава 42), если договором банковского счета не предусмотрено иное». (Гражданский кодекс Российской Федерации.  – М.: Норма-Инфра, 2000г.)

Или: согласно ст. 49 ГПК  РФ, «представителями в суде могут  быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса. Лица, указанные в статье 52 настоящего Кодекса, имеют полномочия представителей в силу закона». (Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. 138 ФЗ (Ред. От 14.06.2012)

В отличие от ссылочной бланкетные диспозиции отсылают не к нормам, а к нормативным актам.

Так, в соответствии со ст. 105 Арбитражного процессуального  кодекса РФ, льготы по уплате государственной  пошлины предоставляются в случаях  и в порядке, которые установлены федеральным законом. (Арбитражный процессуальный кодекс. Официальное издание с изменениями и дополнениями по состоянию на 01 июля 2011 г. М., 2011.)

 

Отрасли российского  права

 

Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публично-правовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное  право - совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое  право — отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли — бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.

Информация о работе Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации