Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов ( т.е. небольших, иногда даже крошечных государств).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………………….5
1.1Общественный строй Древней Греции……………………………….5
1.2Государственный строй Древней Греции…………………………….9
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ АФИНСКОЙ ОБЩИНЫ………………….13
2.1. Афинское народное собрание……………………………………….13
2.2. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта…………………………….20
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА СПАРТЫ………………………….28
3.1.Законы Ликурга……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
В народном собрании мог выступить любой его участник, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять оппонента и говорить не по существу.
Совет пятисот (буле) стал рабочим органом народного собрания. Членом буле мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Избирался совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).
Каждый год совет обновлялся, причем повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только еще один раз. Совет пятисот подготавливал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Совет контролировал исполнение
постановлений народного
Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем народного собрания. По истечении срока полномочий члены совета давали народу отчет.
К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия десяти стратегов и коллегия девяти архонтов.
Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия стратегов состояла из десяти военачальников, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием (поднятием руки).
К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касавшиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти членов, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы, и секретаря. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки на соответствие должности - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.
Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных), действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из полноправных граждан не моложе 30-летнего возраста.
Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные вопросы, возникавшие между союзниками, и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла законодательные функции [7, с. 60-62].
Верховным органом власти в Спарте формально считалось народное собрание - апелла, - не игравшее значительной роли в политической жизни страны и практически лишенное законодательной власти. Оно созывалось по инициативе должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонаследии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались целиком, причем голосование производилось криками либо разделением участников собрания на группы. Апелла могла также решать вопросы о войне и мире, союзе с другими государствами, однако любые решения народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии - и потому могли отменяться.
Государство возглавлялось двумя царями - архагетами, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся народным собранием.
Коллегия эфоров - прообраз будущей спартанской олигархии - была органом, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии, принадлежавшая легендарному Ликургу, была узаконена его договором о государственном устройстве Спарты. Постепенное возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти.
Эфоров было пять, они ежегодно избирались народным собранием как представители всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания, в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Неподконтрольность, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям эфорами своей властью.
Герусия, или совет старейшин Спарты, представляла собой орган власти, унаследованный от спартанской родоплеменной организации. Она состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба архагета. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. Но когда произошло усиление власти эфоров, то ослабло и значение герусии. К VI в. до н. э. власть эфоров стала чрезмерной и стала основой для олигархического правления в Спарте [7, с. 69-70].
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ АФИНСКОЙ ОБЩИНЫ
2.1.Афинское народное собрание
Верховным органом Афин
была экклесия - народное собрание. С
момента возникновения
Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста[12].
Участниками собрания могли быть все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет, внесенные в списки тех демов, где они постоянно проживали, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Однако уже в конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать вознаграждение: сначала в размере обола, а затем - трех оболов. Что соответствовало средней заработной плате афинского ремесленника за день.
Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе - малоимущего.
Рабы, метэки (поселившиеся в Афинах иностранцы), женщины (даже свободные) политических прав не имели и потому в народных собраниях не участвовали. Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда
Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы.
Одно из собраний
каждого месяца считалось
В Народном собрании
был принят довольно
Афинские граждане, как
сообщают источники, активно
Главная функция народных
собраний - законодательство. В компетенции
собрания было рассмотрение
К наиболее важным государственным
делам , разбиравшимся всегда в очередных
народных собраниях, принадлежала так
называемая эпихиротония должностных
лиц. Она состояла в том, что на
первом очередном собрании каждой притании
ставился вопрос, хорошо ли исполняют
свои обязанности должностные лица;
в случае положительного ответа они
утверждались в своих должностях
на текущую пританию, а в случае
отрицательного ответа сменялись и
отдавались под суд; сверх того, в
этом же собрании слушались доклады
должностных лиц о финансовых
делах, о безопасности государства,
о мероприятиях, которые должны были
быть предприняты против отдельных
граждан в случае допущения ими
тех или иных нарушений. На втором
очередном собрании заслушивались
просьбы о восстановлении в гражданских
правах лиц, лишенных их, о сложении
долгов с государственных должников.
Третье собрание посвящалось вопросам,
относящимся к внешней
Вносить проекты законов формально мог каждый гражданин. Практически это делали профессиональные ораторы-демагоги, сопровождавшие эту процедуру своими выступлениями. Проекты законов предварительно вывешивали , затем они поступали в Совет пятисот (булэ) на заключение и голосование поднятием рук. Для участника народного собрания существовало право требовать снятия законопроекта с обсуждения или же такого голосования по нему, которое могло повлечь угрозу судебного разбирательства для инициатора, если обнаружится незаконность проекта. Председатель собрания мог снимать с голосования законопроект по этому же мотиву Принятый законопроект становился законом только том случае если он не отвергался судом присяжных — гелиэей.
Председателя народного собрания: избирали ежедневно на 24 часа с вручением ему ключей от сокровищниц храмов и городской печати [3, с. 158-159].
Постановления народного собрания делились на две категории: законы и псефизмы. Псефизмами назывались главным образом распоряжения по отдельным случаям, основанные на существующем законодательстве. Во многих случаях издание новых распоряжений было затруднено рядом формальных преград. В принципе в античных законодательствах каждый закон считался изданным навеки и находящимся под покровительством богов; часто в законах содержались специальные дополнения, устанавливающие тяжелые наказания за внесение в народное собрание предложений об изменениях или отмене этих законов, причем наказанию подвергались не только вносящие предложение, но и все их потомство.
Особенно щепетильны были афиняне, когда законодательство касалось религии. В этих случаях гражданин, вносивший предложение, начинал с того, что, не внося официально закона, обращался к народному собранию с просьбой предоставить ему «безопасность» (adeia). Если он получал такое разрешение, он мог уже вносить закон, не рискуя подвергнуться обвинению по graphe paranomon. Для законов, в отличие от псефизм, была установлена особая длительная процедура. Они должны были три раза быть рассматриваемы в народном собрании. В случае, если оно находило допустимым отмену действующего закона или замену его другим, оно образовывало особую комиссию номофетов («законоположников») и само определяло число членов и способ составления этой комиссии (в известных нам случаях эти комиссии составлялись из 501 или 1001 члена гелиеи, в их состав входили и члены совета). Обсуждение закона велось в форме судебного процесса,— сторонники отмены старого закона и введения нового выступали в роли обвинителей; для защиты старых законов народ выбирал особых защитников — синегоров [6, с. 351].