Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 14:48, курсовая работа
Выделение права по природе - естественного права, существующего наряду с юридически действующим правом (последнее получило название "позитивного", или "положительного"), дало толчок к такому направлению мысли и творческого поиска, которое сориентировано не на "выведение" права из неких заданных ценностей - этических, религиозно-этических и даже из некой мировоззренческой системы, а на нахождение его основ, корней в самой "природе", реальной жизни людей. Поэтому вполне обоснованно естественно-правовая ориентация мысли и научного поиска стала в философии, за исключением позитивистских разработок, своего рода "общим местом".
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Естественное и позитивное право……………………………………………..6
1.1. Понятие "естественное право"…………………………………………….7
1.2. Понятие "позитивное право" ……………………………………………….9
2.Соотношение естественного и позитивного права …………………………12
2.1.Противоречия в естественном и позитивном праве……………………..12
2.2. Сближение естественного и позитивного права в современной доктрине………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………....20
Список использованной литературы………………………………………......22
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Юридический институт
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Право естественное и позитивное»
«__»______________2011 г.
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент
Навальный С. В.
Красноярск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Естественное и позитивное право……………………………………………..6
1.1. Понятие "естественное право"…………………………………………….7
1.2. Понятие "позитивное право" ……………………………………………….9
2.Соотношение естественного и позитивного
права …………………………12
2.1.Противоречия в естественном и позитивном
праве……………………..12
2.2. Сближение естественного и
позитивного права в современной доктрине…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение
В данной работе рассматривается тема "Естественное и позитивное
право".
Еще во времена античности, в древнегреческой
мифологии, естественное право нашло отражение
в представлениях о взаимоотношениях
и деяниях Зевса, Фемиды, их дочерей - Дике,
Эвномии, в которых древнегреческая мысль
видела два начала - право по природе и
право по человеческому установлению.
Выделение права по природе - естественного права, существующего наряду с юридически действующим правом (последнее получило название "позитивного", или "положительного"), дало толчок к такому направлению мысли и творческого поиска, которое сориентировано не на "выведение" права из неких заданных ценностей - этических, религиозно-этических и даже из некой мировоззренческой системы, а на нахождение его основ, корней в самой "природе", реальной жизни людей. Поэтому вполне обоснованно естественно-правовая ориентация мысли и научного поиска стала в философии, за исключением позитивистских разработок, своего рода "общим местом".
Таким образом, еще на начальных фазах духовно-интеллектуального освящения права можно отчетливо различить два направления, которые, порой перекрещиваясь и совпадая, представляют все же полярные ориентации в понимании и обосновании права. Соответственно, актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Цель работы - выявить сущность естественного и позитивного права.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- проанализировать естественное право;
-рассмотреть идею развития
- дать понятие и рассмотреть сущность позитивного права;
- исследовать формирование позитивного права;
- сравнить естественное и
Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспруденции), разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т.д.
За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотношение. Позитивное право - прежде всего, совокупность норм, регулирующих общественные отношения. Позитивное право всегда результат деятельности публичной власти, поэтому оно воплощает, прежде всего (но не исключительно) коллективное начало. В позитивном праве концентрируются апробированные государством писаные нормы и урегулированные ими общественные отношения.
Позитивное право - право сущее. Перед исследователем да и перед правоприменителем право предстает в первую очередь как право позитивное, в нем концентрируется нормативный характер права и закладывается обязательность его предписаний. Вне позитивного права сущность права не может быть представлена. Но к позитивному праву, к писаным нормам право не сводится. В нем непременно присутствует определенный идейный потенциал, несущий, как правило, гуманистическое начало. Этот факт не требует логических доказательств, он подтвержден всей историей права. Эта сторона права чаще всего именуется правом естественным. Оно воплощает представления о справедливости, свободе, равенстве, правах человека.
Естественное право воплощает индивидуальное начало, оно исходит из интересов, прежде всего индивида. Естественное право не обязательно воплощается в нормы, оно выступает как совокупность гуманистических правовых идей. В отличие от позитивного права естественное право - право должное. Оно может воплотиться, но может и не воплотиться в нормы позитивного права, Если такое воплощение достигнуто, это идеальный вариант для общества, когда должное и сущее совпадают.
Правовые идеи гуманистической природы претворяются в нормы позитивного права и реализуются в общественных отношениях. Во всех ипостасях права - идеях, нормах, общественных отношениях - достигается слияние естественного и позитивного права. Если, сугубо условно, уподобить право живому организму, то позитивное право можно считать телом, а право естественное - душой.
Считать правом только нормы, значит признать его бездушным, а только идеи - бестелесным. Слияние тела и души - самый благоприятный исход. Но столь благоприятный для общества вариант сравнительно редок в общественной практике. Гораздо чаще естественное и позитивное право не совпадают, находятся в противостоянии.
Рассмотрим подробнее естественное и позитивное право.
1. Естественное и позитивное право
Право как оправданная свобода поведения опирается по большей части на известные идеальные (идеологические), иные организационные, нормативные формы — на мораль, корпоративные нормы, а также нормы, выраженные в законах («можно» то, что закреплено в юридических нормах, в нормативных актах общественных объединений или в нормах морали). Но есть и права, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования и с которыми мы уже встречались при рассмотрении первобытнообщинного строя.
Такие права могут быть названы непосредственно-социальными. Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет. Вместе с тем с терминологической стороны точнее (и в большем согласии с терминологическими традициями) именовать указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изобретены людьми. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права — права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в нормативных документах.
С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление. Верное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и эффективность, но и вооружает юриста – практика надежным и точным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, не имеет смысла вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности.
1.1. Понятие «естественное право»
Естественное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам относятся: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства, на воду и воздух в частности.
Естественное право, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.
Естественное право - одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства.
Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй, и действующее право объявлялись соответствующими естественному праву и естественной справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими естественному праву и справедливости. За многовековое существование естественного права его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей.
Идея естественного права развивалась уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греческими софистами, Аристотелем и особенно активно историками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
В средние века естественное право носило по преимуществу геологическую форму, являясь составной частью религиозных учений (например, в учении Фомы Аквинского естественное право - конкретизация божественного разума, управляющего миром, основа права, создаваемого государством). И в современный период идея естественного права остается составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви.
Свое наивысшее социальное звучание идея естественного права получила в 17-18 вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы.
Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право – сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой, натуральной жизнью общества, “природой”, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право первенства, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и т.д.1.
Естественно-правовой подход связывает рассмотрение юридических проблем с основными человеческими ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым статусом человека и др. В то же время он ориентирует на естественную, а, следовательно, живую, развивающуюся действительность, в том числе и с точки зрения требований и норм, касающихся взаимоотношений с природой. Как показал Г.В. Мальцев, в отношении прав человека, обращенных к природе, природной среде, требуется “переосмысление на базе новейших естественно - научных и общественных знаний идеи естественного права и естественной справедливости, указывающих на меру и нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой”2.
Естественно-правовой подход при рассмотрении вопросов права имеет существенное методологическое значение еще и потому, что требования естественного права обладают свойствами, близкими к свойствам явлений природного, естественного порядка. А именно – абсолютной безусловностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу, усмотрению отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых требований.
В реальной человеческой жизни некоторые элементарные требования жизнедеятельности (такие, как императивы “старшинства”, “первенства”, “очередности”) действительно довольно прочно утвердились в виде безусловных, бесспорных. Отсюда и последствия, имеющие важное значение для позитивного права, понимания его особенностей, существенных для его развития качеств.
1.2 Понятие «позитивное право»
Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому “позитивный”) нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно-властные решения3.
Позитивное право представляет собой институционное образование: оно существует в виде внешне объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных нормативных юридических документах.
Если неотъемлемым свойством естественного права является его вечность, то позитивное право складывается при переходе человечества к цивилизации, когда возникают основы для свободы отдельного человека – избыточный продукт в виде частной собственности и обособление отдельного индивида4. Решающую роль в формировании права играет его выражение в письменном виде. Позитивное право – это по природе своей писаное право.