Право и право сознание. правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:29, лекция

Краткое описание

1. Понятие и структура правосознания
Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли,

Вложенные файлы: 1 файл

право и правосознание.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

       Меняется  содержание и тактика, объекты,  формы и способы воздействия  на сознание масс и отдельных  граждан, но в значительной  степени стабильной, прежде всего,  в развитых государствах остается  его сущность в виде представлений  о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению юристов-профессионалов.

        Правовое  воспитание обладает относительной  самостоятельностью целей, спецификой  методов их достижения и организованных  форм. Оно представляет собой  многоцелевую деятельность, предполагающую  наличие стратегических, долговременных  целей и целей тактических,  ближайших, общих и частных.  Цели могут конкретизироваться  с учетом специфики субъекта  и объекта воспитательного воздействия,  используемых форм и средств  этой деятельности, а также органов,  осуществляющих правовое воспитание.

         Программной целью можно считать  профилактику в России правового  нигилизма. В качестве специальных  средств сведения его к минимуму  следует назвать: обеспечение  должного качества принимаемых  законов, упрочение законности  и правопорядка, повышение роли  суда и проведения судебной  реформы в целом, приведение  в соответствие с потребностями  времени правового воспитания  населения, профессионального обучения  и воспитания юристов, других  государственных служащих. Одновременно  необходима систематическая предметная  работа по повышению уровня  правовой культуры всех субъектов  правоохранительной системы. Непосредственная  цель – правомерное поведение,  в том числе правовая активность  граждан и профессиональная активность  юристов и других государственных  служащих в процессе реализации  их компетенции в юридически  значимых ситуациях.

        Правовая  активность предполагает определенную  степень интенсивности деятельности  в социально-правовой сфере, более  высокую, чем просто соблюдение  и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования  к должностному поведению. При  этом справедливо подчеркивается, что такая деятельность связана  с дополнительными затратами  времени, энергии, а иногда  и материальными затратами. Общество, разумеется, вполне устроило бы  и просто правомерное поведение  граждан, причем чем большего  количества, тем лучше.

      Некоторые  основные цели, указанные выше, достижимы  лишь при соблюдении в правовой  воспитательной работе следующих  основных принципов: научность,  плановость, систематичность, последовательность  и дифференцированность, обеспечение  комплексного подхода, а также  создание благоприятных условий  для реализации развитого здорового  правосознания на практике.

       Содержание  искомого уровня правосознания  предполагает приобретение субъектами  правового воспитания и обучения  должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся  признанием права и пониманием  необходимости следовать его  предписаниям, владение умениями  и навыками реализации права.  Соответственно правовое воспитание  и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний  принципов и норм права, а  также в формировании соответствующего  отношения к праву и практике  его реализации, умении использовать  свои права, соблюдать запреты  и исполнять обязанности. Отсюда  необходимость в осознанном усвоении  основных положений законодательства, выработке чувства глубокого  уважения к праву. Полученные  знания должны превратиться в  личное убеждение, в прочную  установку строго следовать правовым  предписаниям, а затем – во  внутреннюю потребность и привычку  соблюдать правовой закон, проявлять  правовую и профессионально-юридическую  активность.

          К средствам правового воспитания  относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая  практика, самовоспитание. В основе  применения всех указанных средств  лежит осуществление правовой  информированности, предполагающей  передачу, восприятие, преобразование  и использование информации о  праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает  проблема «правового минимума»,  некоего обязательного уровня  знания права (уровня правовой  осведомленности), которым должен  обладать каждый гражданин любого  общества, независимо от его социального  статуса. Предпосылкой эффективного  управления этим процессом является  четкое представление о системе  источников правовой информации  и их реальном использовании  гражданами, а также трудовыми  коллективами, группами и слоями  населения. Определяющая роль  в системе источников правовой  информации принадлежит средствам  массовой информации, а также  правовому всеобучу (имеется в  виду изучение основ права  и государства в детских садах,  школах и во всех учебных  заведениях, а

не только юридических).

         Дифференциация подхода в применении  этих средств должна иметь  место применительно, как минимум,  к четырем основным группам:  законопослушные граждане, осужденные, потенциальные и реальные правонарушители  и юристы-профессионалы.

          Особо значимую роль в правовом  воспитании и обучении имеет  судебная практика и деятельность  судебной системы в целом, которая  должна быть реальным правосудием. Еще Шарль Луи Монтескье писал, что для человечества нет ничего важнее, чем правосудие. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права.

Наконец следует обратить внимание на такое средство, как  самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной  подготовкой самовоспитание для  юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и  поддержания на должном уровне профессионализма.

В заключение следует отметить, что необходимо отказаться от установки  на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все  усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и  признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции.

Конкретные, предметные рекомендации по формированию и корректированию  интеллектуально-эмоционально-волевых  свойств личности, определяющих содержание ее правовой психологии, непосредственно  даются психологической наукой. Здесь  же следует заметить, что занимаясь  правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие  как на разум, так и на эмоционально-волевую  сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение  и поощрение, а также угрозу принуждения  и прямое принуждение, предусмотренное  законодательством. Ничего иного, к  сожалению, в части методов человечество не придумало. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит  от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий  метод воздействия, последовательность применения существующих методов.

5. Социальное регулирование и его виды

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального  регулирования коренится в действиях  объективных законов общественного  развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого действования. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов. 
Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.  
Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.  
Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное). 
В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, "задается" определенный - должный - вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., "задаются" должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствие с этими предписанными, "заданными" стандартами - нормами.  
Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием. 
Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования. 
Примат нормативного регулирования над казуальным очевиден. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность. 
Важнейшим признаком нормативного регулирования является его системность. Система нормативного регулирования - это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения. 
Нормативная система - это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество, отличное от простой совокупности, признаков, свойственных различным видам нормативного регулирования. Общественные отношения подвергаются воздействию ряда социальных норм. В каждом конкретном случае между нормам складывается определенная субординация. Такая иерархическая связь отдельных норм разных видов отражает системный, целостный характер нормативного регулирования. 
Элементами нормативного регулирования являются социальные и технические нормы. Технические нормы - это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам. Социальные нормы - это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми. 

6.Социальные  нормы

 
 
Социальная норма —  установленное в обществе правило  поведения, регулирующее отношения  между людьми, общественную жизнь.  
 
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.  
 
Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.  
 
Основные характеристики различных социальных норм: 

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ: моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и отношений урегулированных правом)

Нормы морали по своему происхождению  не связаны с государственной  властью, они существуют устно и  реализуются на основе внутреннего  убеждения человека, на основе внутреннего  общественного мнения. Соблюдение моральных  правил обеспечивается авторитетом  коллективного сознания и их нарушение  встречает общественное осуждение.

Существует точка зрения, что, нравственные законы заложены в  самой природе человека. Внешне они  проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это  требование, обращенные к человеку из вне.

Видимо, нет оснований  проводить разделение между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически  переплетаются элементы того и другого. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между  людьми. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  НОРМЫ: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.

Информация о работе Право и право сознание. правовая культура