Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:29, лекция
1. Понятие и структура правосознания
Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли,
Меняется
содержание и тактика, объекты,
Правовое
воспитание обладает
Программной целью можно
Правовая
активность предполагает
Некоторые
основные цели, указанные выше, достижимы
лишь при соблюдении в
Содержание
искомого уровня правосознания
предполагает приобретение
К средствам правового
не только юридических).
Дифференциация подхода в
Особо значимую роль в
Наконец следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.
В заключение следует отметить,
что необходимо отказаться от установки
на преимущественно
Конкретные, предметные рекомендации
по формированию и корректированию
интеллектуально-эмоционально-
Под социальным регулированием
понимается упорядочение общественных
отношений. Необходимость социального
регулирования коренится в
Регулирование представляет собой форму
целенаправленного, управляющего воздействия,
ориентированного на поддержание равновесия
в объекте и развитие его путем введения
в него регуляторов (норм, правил, целей,
связей). Посредством регулирования создаются
возможности и ограничения деятельности,
которые должны вызвать в управляемом
объекте мотивацию и целеполагание, желаемые
с точки зрения субъекта управления.
Основную цель регулирования можно определить
как необходимость добиться соответствия
между поведением личности и действием
общности людей, их интересами, целями
и задачами, вытекающими из наличествующих
в данном обществе объективных возможностей.
Подобная регуляция осуществляется сложным
взаимодействием целого ряда средств
и методов. Общество на любом этапе своего
развития не может обходиться без особого
социального механизма, функции которого
состоят в том, что он регулирует общественные
отношения и поведение людей, поддерживает
общественную дисциплину, способствуя,
таким образом, целенаправленности функционирования
и развития общества в целом и его отдельных
элементов, важнейшим из которых является
личность.
Традиционно выделяют два вида социального
регулирования: нормативное и индивидуальное
(казуальное).
В самом общем смысле слова нормативная
регуляция означает, что индивиду или
группе в целом предписывается, "задается"
определенный - должный - вид поведения,
его форма, тот или иной способ достижения
цели, реализации намерений и т.д., "задаются"
должная форма и характер отношений и
взаимодействий людей в обществе, а реальное
поведение людей и отношения членов общества
и различных социальных групп программируются
и оцениваются в соответствие с этими
предписанными, "заданными" стандартами
- нормами.
Нормативное регулирование осуществляется
при помощи норм, т.е. общих вариантов,
моделей поведения. Признаки норм определяют
основные характеристики нормативного
регулирования. Во-первых, оно характеризуется
неперсонифицированностью адресата воздействия,
т.е. носит общий характер, адресовано
заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых,
нормативное регулирование рассчитано
на неограниченно долгое применение во
времени. В-третьих, нормативное регулирование
рассчитано на множество однотипных жизненных
ситуаций. Нормативное регулирование
отражает типичное в общественных отношениях,
оно не учитывает особенности и специфику
конкретных ситуаций, поэтому в реальной
жизни обобщенные предписаний норм дополняются
индивидуальным регулированием.
Индивидуальное регулирование осуществляется
через задание объекту требуемого результата
и путей его достижения. Оно предполагает
вынесение решений, относящихся к единичным
случаям, требующим регулирующего воздействия.
Характеристики казуального регулирования
следующие. Во-первых, казуальное регулирование
относится к конкретному лицу или группе
поименованных лиц, т.е. характеризуется
персонифицированностью адресата. Во-вторых,
индивидуальное регулирование рассчитано
на урегулирование одной конкретной жизненной
ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование
рассчитано на разовое применение и не
относится ко всем подобным ситуациям,
которые могут возникнуть в будущем. Казуальное
регулирование призвано учитывать специфику
каждой отдельной ситуации, все то случайное
и особенное, что не укладывается в схему
типических предписаний нормативного
регулирования.
Примат нормативного регулирования над
казуальным очевиден. Благодаря появлению
норм как средств управления общество
избавляется от необходимости регулировать
одни и те же случаи поведения только в
индивидуальном порядке. Оно получает
возможность, прогнозируя типические
ситуации путем практического применения
норм или образцов поведения, обеспечивать
необходимую социальную направленность
поведения людей, сохранять его организованность
и динамичность.
Важнейшим признаком нормативного регулирования
является его системность. Система нормативного
регулирования - это совокупность социальных
и технических норм, при помощи которых
оказывается целенаправленное упорядочивающее
воздействие на общественные отношения.
Нормативная система - это не простая механическая
сумма отдельных видов нормативного регулирования,
а именно система. Сложившееся в этой системе
соотношение общего и отдельного, целого
и частей придает ей новое качество, отличное
от простой совокупности, признаков, свойственных
различным видам нормативного регулирования.
Общественные отношения подвергаются
воздействию ряда социальных норм. В каждом
конкретном случае между нормам складывается
определенная субординация. Такая иерархическая
связь отдельных норм разных видов отражает
системный, целостный характер нормативного
регулирования.
Элементами нормативного регулирования
являются социальные и технические нормы.
Технические нормы - это правила поведения,
регулирующие необходимое целесообразное
поведение людей по отношению к предметам
природы, орудиям труда и техническим
средствам. Социальные нормы - это правила
поведения общего характера, регулирующие
отношения между людьми.
Социальная норма —
установленное в обществе правило
поведения, регулирующее отношения
между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы определяют границы
допустимого поведения людей применительно
к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы обладают следующими
общими признаками: не имеют конкретного
адресата и действуют непрерывно во времени;
возникают в связи с волевой, сознательной
деятельностью людей; направлены на регулирование
общественных отношений; возникают в процессе
исторического развития; их содержание
соответствует типу культуры и характеру
социальной организации общества.
Основные характеристики различных социальных
норм:
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ: моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и отношений урегулированных правом)
Нормы морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания и их нарушение встречает общественное осуждение.
Существует точка зрения, что, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требование, обращенные к человеку из вне.
Видимо, нет оснований
проводить разделение между индивидуальным
и социальным характером нравственных
требований, поскольку в них органически
переплетаются элементы того и другого.
Моральные нормы регулируют не “внутренний”
мир человека, а отношения между
людьми. В конечном счете, их реализация
зависит от нравственной зрелости человека,
прочности его моральных
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.
Информация о работе Право и право сознание. правовая культура