Право и право сознание. правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:29, лекция

Краткое описание

1. Понятие и структура правосознания
Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли,

Вложенные файлы: 1 файл

право и правосознание.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ  НОРМЫ: они закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Правовые нормы - формально  определенные правила поведения, установленные  либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно  выражены в официальной форме: в  законах или других нормативных  правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция  РФ, ст. 29, п. 2) и др. 

 

Религиозные нормы - правила  поведения, сформулированные в текстах  священных книг либо установленные  религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы  морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным  сознанием верующих и религиозной  верой в неизбежность кары за грехи  — отступление от этих норм. Например, «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми  людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др. 

 

Традиции - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся  к культурному наследию; они, как  правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи  выпускников учебного заведения  и др. 

 

Обычаи - одобренные обществом  образцы массовых действий, которые  рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др. 

Кроме того, существуют нормы  общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.  
 
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:  
—побуждающие;  
—запрещающие;  
—императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.  
 
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:  
—дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;  
—предписание — указание на требуемое действие;  
—запрет — указание на действия, которые не следует совершать.  
 
В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

 

  1. Соотношение права и иных социальных норм

 

Соотношение права с другими  социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием  и взаимодействием. 
Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых я говорила выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения. 
Различия социальных норм многоплановы. Они определяются прежде всего свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм  
- по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера; 
- по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами. 
Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административнотерриториальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже; 
- по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.  
Взаимодействие права и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм

  1. Правовое воздействие и правовое регулирование

 

Любое влияние права на поведение людей охватывается понятием правовое воздействие.  
Правовое воздействие осуществляется в двух формах: 
1. общесоциальное действие права - это воздействие, при котором право оказывает на общество влияние, одинаковое с иными социальными явлениями. В этом воздействии не проявляется специфика права, оно влияет на поведение также, как и политика, экономика, религия, мораль и иные явления. Общесоциальное действие права проявляется в  
- информационном действии права, 
- ценностноориентационном действии права (право закрепляет представления о ценностях, принятых в обществе, и этим ориентирует людей на принятие и овладение этими ценностями). 
2. правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. 
Правовое регулирование представляет собой процесс, протекающий во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования. 
1. стадия регламентации общественных отношений - на этой стадии устанавливаются нормы права, которые содержат в себе модели отношений между различными социальными субъектами, требования законодателя к необходимому или желательному поведению субъектов; 
2. стадия действия права - на этой стадии у участников регулируемых отношений возникают субъективные права и юридические обязанности, т.е. общие предписания правовых норм конкретизируются применительно к отдельным лицам; 
3. стадия реализации прав и обязанностей - на этой стадии общие предписания правовых норм, конкретизированные в правах и обязанностях отдельных лиц, воплощаются в их поведении. Реализация прав и обязанностей - это результат, на который изначально направлено правовое регулирование. 
В качестве факультативной стадии правового регулирования выступает применение права, т.к. для реализации норм права в фактическом поведении необходимо издание актов применения права. Эта деятельность может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями. 
Приемы, способы, методы и типы правового регулирования 
В основе правового регулирования лежат два изначальных приема регулирования, которые определяют использование различных правовых средств, способов, методов регулирования: 
· централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властноимперативных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права. 
· Децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права. 
Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования: 
- Запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий; 
- Обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц; 
- Дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах. 
- Факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации. 
- Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве. 
Существуют два типа правового регулирования: 
¦ Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. 
¦ Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений. 
Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом, так и отдельную сферу общественных отношений. 
Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости о преобладания того или иного способа регулирования выделяют: 
-императивный метод, 
-диспозитивный метод, 
-охранительный метод. 
Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли. 

 

  1. Механизм правового регулирования

Правовое  регулирование представляет собой  сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия  на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового  воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку  право уже своим существованием оказывает значительное влияние  на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право  определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие  рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование  общественных отношений.

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия  на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Механизм  правового регулирования — это  система правовых средств, с помощью  которых осуществляется упорядоченность  общественных отношении в соответствии с целями и задачами правового  государства.

Основные  структурные элементы механизма  правового регулирования.

1. Нормы  права устанавливают общие и  юридически обязательные правила  поведения тех участников общественных  отношений, которые находятся  в сфере правового регулирования.  Они излагаются в различных  по своей юридической силе  нормативно-правовых актах, не  теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права — это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

В юридической  науке и практике правовые нормы  совершенно справедливо считаются  нормативной основой механизма  правового регулирования, так как  в них сконструирована та модель общественного отношения, которая  соответствует потребностям и интересам  граждан правового государства.

Воплощение  предписаний правовых норм в поведении  людей осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования  общественных отношений.

2. Правоотношение  — это важнейший и необходимый  элемент реальной жизни права.  В нем общие, обезличенные права  и обязанности, закрепленные в  нормах права, превращаются в  конкретные и взаимосвязанные  права и обязанности индивидуальных  субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми  те должны сообразовывать свое  поведение.

Правоотношение  устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

3. Акты  реализации юридических прав  и обязанностей — это фактическое  поведение субъектов правоотношений  по осуществлению их прав и  обязанностей. Посредством этих  актов достигаются цели правового  регулирования, удовлетворяются  конкретные законные интересы  управомоченных и обязанных лиц.  Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

Четкость  и эффективность механизма правового  регулирования общественных отношений  зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания  субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного  смысла правовой нормы, знание официальных  разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования  общественной жизни. И, безусловно, чем  выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся  в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Генеральной целью правового регулирования  является установление такого порядка  в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них  принципам социальной справедливости.

Информация о работе Право и право сознание. правовая культура