Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Объект и предмет исследования
Объектом исследования настоящей курсовой работы является право и религия, а также мусульманская правовая религия. Предмет исследования: влияние права и религии на общественные отношения; особенности возникновения и развития мусульманской правовой религии.
Основная цель курсовой работы: раскрыть содержание и сущность права и религии, определить взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия; раскрыть содержание и сущность мусульманской правовой религии, выявить ее особенности и показать отличие от других правовых систем.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ……………………..…………………………6
§1.1 Понятие, функции и сущность права………………………………..6
§1.2 Роль и значение религии в развитии государственно – правовых отношений…………………………………………………………………………9
ГЛАВА II МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ РЕЛИГИЯ………………..13
§2.1 Происхождение и особенности мусульманской правовой системы…………………………………………………………………………...13
§2.2 Источники и структура мусульманского права……………………17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………...24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Теория государства и права»
на тему: «Право и религия. Мусульманская правовая религия»
Студентка I курса
заочного отделения,
группа ЮзМ – 138
Любимова Зоя Степановна
Сдал: ____________________ 2010 г.
Принял: _________________ 2010 г.
Миасс 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ……………………..…………………………6
§1.1 Понятие, функции и сущность права………………………………..6
§1.2 Роль и значение религии в развитии государственно
– правовых отношений………………………………………………………
ГЛАВА II МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ РЕЛИГИЯ………………..13
§2.1 Происхождение и особенности мусульманской
правовой системы……………………………………………………………
§2.2 Источники и структура мусульманского права……………………17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...24
Введение
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур на протяжении времени приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.
На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом" (в переводе - "путь следования"). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества1.
Актуальность
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Что касается мусульманской религии, то, по мнению автора курсовой работы, в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Мусульманское право не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без мусульманского права, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама2.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования настоящей курсовой работы является право и религия, а также мусульманская правовая религия. Предмет исследования: влияние права и религии на общественные отношения; особенности возникновения и развития мусульманской правовой религии.
Цель исследования
Основная цель курсовой работы: раскрыть содержание и сущность права и религии, определить взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия; раскрыть содержание и сущность мусульманской правовой религии, выявить ее особенности и показать отличие от других правовых систем.
Методы исследования
Методами исследования настоящей курсовой работы являются изучение и анализ литературы, вложений такими учеными юристами, как В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, Алексеева С.С. и др., которые достаточно долгое время изучают эту проблему. Помимо перечисленных ученых-юристов, автор исследования будет использовать методы, изложенные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения3. Исследователь использует следующие методы:
Выше перечислены основные методы, которыми автор исследования будет руководствоваться на протяжении всей работы.
ГЛАВА I ПРАВО И РЕЛИГИЯ
§ 1.1 Понятие, функции и сущность права
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова:
1) в смысле обычных
прав - свободы или возможности
поведения, основанной на
2) в смысле моральных
прав - свободы или возможности
поведения, основанной на принц
3) в смысле корпоративных
прав - свободы или возможности
поведения, основанной на
4) в юридическом смысле
- свободы или возможности
Но и в юридическом смысле "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение ;
2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право)4.
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где – либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:
- создается людьми, общественными образованиями, - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.
- существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу; может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных5.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
1) регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов;
2) охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках - юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм, действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность
- признак, свидетельствующий о
том, что общие правила,
Вывод: право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
§ 1.2 Роль и значение религии в развитии государственно – правовых отношений
Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев). Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб7.
Информация о работе Право и религия. Мусульманская правовая религия