Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:36, реферат
Государство - многоаспектное образование. Фиксируемые мыслью особенности каждого из аспектов его структуры и деятельности получают свои соответствующие определения, которые, по принятому в науке обыкновению, одновременно становятся и номинациями государства как такового. Например, через обозначение той или иной формы правления оно в целом квалифицируется либо в качестве республики, либо в качестве монархии. Государство же, характеристика которого является производной от констатации присущего ему типа политико-территориального устройства, аттестуют как унитарное либо федеративное. В зависимости от степени его непосредственного участия в общественно-экономических процессах (если степень брать в крайностях), оно выступает интервенционистским или оптимальным.
Названное "право" вовсе не заключает в себе по отношению к другим людям их правовой (в строгом смысле слова) обязанности помогать носителю этого "права". Оно не может возлагать и не возлагает на государственно-организованное общество, на публично-властную ассоциацию со граждан (равно как и на всякого отдельного ее члена) правовое обязательство обеспечивать каждому " достойную жизнь", всестороннее умственное и физическое развитие.
Те, кто от имени государства сулят человеку избавление от нужды и наделяют его "правом" получать за счет государства необходимые средства к существованию, по сути открывают этому человеку доступ к благам, которые не им созданы и лично ему самому не принадлежат. Нелепо их требовать (под каким угодно предлогом) от госаппарата. Такими собственными средствами он не располагает. Подобное требование носитель упомянутого "права" по факту предъявляет всей массе своих сограждан (рядовых и нерядовых), из кармана которых и оплачивается сие "право" [13].
При осуществлении государством определенной социальной поддержки людей трудоспособных действуют в точности, один к одному, те самые факторы, что "работают" при оказании "коллективным гражданином" (а не преисполнившимися филантропии, сердобольными чиновниками из госаппарата!) помощи специальным категориям лиц: детям, престарелым, инвалидам и т.д. Эти факторы (в статье уже не раз обозначенные) суть нравственные, исторические, общественно-политические, цивилизационные и другие потребности, интересы, стандарты, как правило, получающие выражение и закрепление в социальном законодательстве. Однако и перевоплотившись в него, все они, тем не менее, продолжают оставаться внеправовыми.
Их влиянием (давлением) вызывается
к жизни социальная деятельность
государства. Это из-за них государственно-
На современном этапе теоретики права, государствоведы и социологи почти единодушны в том, что у государственно-организованного общества, бесспорно, есть обязанность заниматься социальным вспомоществованием - заниматься им там и тогда, где и когда люди не в состоянии обеспечивать себе минимальный прожиточный уровень. Такая обязанность прямо фиксируется в большинстве действующих конституций и конкретизируется в текущем законодательстве. Правда, с одним непременным и решающим условием: первичная и главная обязанность обеспечивать свое существование лежит на самом трудоспособном человеке. Применительно к нему функция социального вспомоществования, которую реализует государственно-организованное общество и его различные институты, вторична и субсидиарна. Ответственность государства наступает лишь постольку, поскольку потребности данного человека ему самому никак не удается удовлетворить надлежащим образом.
Эти общие рассуждения предстанут более убедительными в контексте принципов и норм, формулируемых современными конституциями. Редкая из них не декларирует того, что предусмотрено ст. 45 (п. 4.1.) Конституции Ирландии: "Государство обязывается при помощи специальных мер охранять экономические интересы слабых слоев общества, и когда необходимо, участвовать в поддержке слабых, вдовых, сирот и пожилых..." или, например, § 17 Конституции Венгерской Республики: "Венгерская Республика проявляет заботу о нуждающихся через развитую систему социальных мероприятий". Такие и аналогичные им гуманные заявления на протяжении десятков лет мультиплицируются на законодательном уровне, они стали привычными, они у всех на слуху.
Ими, однако, не отменяются жесткие требования, предъявляемые конституциями ряда государств к гражданину. Требования подобного рода не очень охотно вспоминают и популяризируют теоретики и практики конституционализма. В частности, они будто бы стесняются акцентировать внимание на обязанности трудиться, которую на трудоспособных людей возлагает государственно-организованное общество (а не госаппарат!). "Каждый обязан работать..." Этот императив был включен в Преамбулу Конституции Франции 1946 г., воспринятую Конституцией Французской Республики 1958 г. В разных вариантах он есть в Основных законах и других стран. Во избежание недомолвок и страхов подчеркну, что императив "Каждый обязан работать", провозглашаемый современными конституциями, ни в малейшей степени не узаконивает принуждение к труду, не легализует принудительный труд. Ведь за человеком признается право выбора типа профессиональной деятельности, свобода определения им места, времени, условий вознаграждения за свой труд, т.е. всего того, что предотвращает возможность бытования принудительного труда.
Глубокий смысл
Возложение конституционной обязанность трудиться на людей работоспособных можно легко понять. Законодатель справедливо исходит и: того, что каждый работоспособный человек, будучи свободной автономной личностью, в состоянии, во-первых, проявлять волю к самопомощи обеспечивать прежде всего самого себя жизненно необходимыми средствами к существованию. Во-вторых, что человек (а не какие-то другие субъекты за него) должен содержать свою собственную семью. В-третьих, как член государственно-организованного общества, в любом случае получающий пользу от коллективных усилий всех людей, от результатов процесса всеобщего социального взаимодействия, он должен вносить свой индивидуальный вклад в "общий котел" разнообразны? ценностей, создаваемых обществом; иначе говоря, гражданин государства должен заботиться о( общем благе, приумножать его. Показательна в данном плане ст. 4 Конституции Итальянской Республики: "...Каждый гражданин в соответствие со своими возможностями и по своему выбор} обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальном} или духовному прогрессу общества". В Конституции Польской Республики (ст. 82) запись на сей счет лаконичней и прямей: "Обязанностью польского гражданина является верность Польской Республике, а также забота об общем благе". Реализация задач социального государства - проблема не одних только его институтов, служб должностных лиц, занимающихся решением над лежащих вопросов ex professo. Последние в полном объеме могут выполняться лишь при наличии действенной социальной ответственности сами: членов государственно-организованного общества как за взаимопомощь, осуществляемую ими по отношению друг к другу, так и за поддержку соответствующих мероприятий, проводимых государством в целом.
Хотя стараниями приверженцев
социального государства в
Однако два момента
надо упомянуть здесь в данном
контексте. Первый из них - разумная осторожность
законодателя, чуждая популизма, взвешенная
оценка им тех материальных (экономически)
и иных потребных ресурсов государства,
которыми оно может распоряжаться,
чтобы реально выполнять
По сложившейся в науке
о государстве и праве традиции
авторов, которые пишут о социальном
государстве, весьма интересует вопрос:
является ли такое государство (может
ли оно быть) одновременно государством
правовым. Если условиться определять
правовое государство как
Но стоит только ввести
в предложенное определение правового
государства в качестве еще одного
неотъемлемого его признака принцип
равенства предоставлений и получений,
долженствующий иметь место в
отношениях между самыми разными
субъектами общественного взаимодействия,
как в возможности
Ничего катастрофического
и сверхъестественного в
Навсегда избавиться от подобного
рода коллизий невозможно. Есть, однако,
путь, движение по которому дает шанс смягчить,
умерить опасную (а подчас пагубную
для общества) сшибку конфликтующих
принципов. Этот путь - поиск, нахождение
и поддержание приемлемого
Что касается социального государства, то "дух права" присутствует в нем настолько, насколько удается (всякий раз применительно к той или иной конкретной общественно-исторической обстановке) достичь прежде всего с помощью закона оптимальной комбинации права с другими социальными факторами, таким же, как оно само, позитивными и значимыми для цивилизованногс человеческого бытия. Разумной альтернативы данному варианту сопряжения социальной и правовой государственности нет.