Практическая работа по дисциплине «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:00, практическая работа

Краткое описание

Задания по «Теория государства и права» и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

Практ раб_ТГП.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

Ответ.

Государственный орган —это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Государственные органы объединены одной системой, но при  этом разнообразны, осуществляют различные  функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут  быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.

Наибольшее значение имеет выделение  видов государственных органов  в соответствии с рассмотренным  уже принципом разделения властей  на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Судебную власть осуществляют только суды, например Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные  суды (подробнее судебная система  рассматривается ниже). Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Характеризуя систему  государственных органов, следует  отметить органы прокуратуры, которые  занимают в ней особое место. Прокуратура  относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и т.д. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает.

Деление государственных  органов на виды, основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но возможно выделение  видов государственных органов  и по другим основаниям.

Исходя из федеративного  устройства, могут быть выделены государственные органы РФ и государственные органы субъектов Федерации. Государственные органы различаются в зависимости от порядка их формирования на избираемые гражданами или формируемые другими государственными органами, например, прокуратуры, суды. Государственные органы бывают единоличные и коллегиальные.

 

Задание 8.

Что такое норма права, какова ее структура и какие имеются  виды норм права?

 

Ответ.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

— во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот, или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

— во-вторых, как возможность действовать  вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

1. Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) — право требовать исполнения этой обязанности.

2. Диспозиция (распоряжение) — это  элемент правовой нормы, в котором  указывается, каким может или  должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

3. Санкция (взыскание) — это  элемент правовой нормы, в котором  определяется, какие меры государственного  взыскания могут применяться  к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

1. По отраслям права выделяются  нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям, которые выполняют  нормы права. Такая видовая  классификация соответствует делению  функций права на регулятивные  и охранительные, которые осуществляются  соответствующими (регулятивными или охранительными ) нормами права.

3. По характеру содержащихся  в нормах права правил поведения.  Различие здесь проводится в  зависимости от того, что устанавливают  правовые нормы: обязанность или  право. По этому признаку выделяются нормы:

— обязывающие, которые устанавливают  обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором  работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

— запрещающие, которые запрещают  совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

— управомочивающие, которые предоставляют  участникам общественных отношений  право совершать положительные  действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

4. По степени определенности  изложения элементов правовой  нормы в статьях нормативно-правовых  актов. По этому признаку нормы  права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

— абсолютно определенные — это  нормы, которые с абсолютной точностью  определяют условия их действия, права  и обязанности участников отношений  или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

— относительно определенные — это  нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической  ответственности и предоставляют  правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

— альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред.

5. По кругу лиц нормы права  подразделяются на общие и  специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

6. Специализированные нормы права.  Они классифицируются в зависимостей от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

— закрепительные — это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условий освобождения от наказания;

— дефинитивные — нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица);

— нормы-принципы — это нормы, в  которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. п.).

 

Задание 9.

Как действуют нормативно-правовые акты во времени, пространстве и по кругу лиц?

 

Ответ.

Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.

Нормативные правовые акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу. Этот момент определяется днем принятия акта правотворческим органом; истечением установленного законом срока после его опубликования; временем, указанным в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Акт утрачивает силу по истечении срока действия акта, в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт, на основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

Принципиально важен, особенно для  практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу "закон обратной силы не имеет". Исключение составляют уголовный закон и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его вступления в законную силу; если это устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет ответственность.

В пространстве пределы действия нормативных актов определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте (например, районы Крайнего Севера).

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно  определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией  понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Информация о работе Практическая работа по дисциплине «Теория государства и права»