Президент Республики Беларусь, его правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Содержание

Введение
2
1.Президент Республики Беларусь, его правовой статус
3
2. Задача
18
Заключение
24
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.Президент Республики Беларусь.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

осуществляет и другие полномочия, если это не противоречит Конституции

Взаимоотношения Президента с законодательной и судебной властью

Президент имеет право роспуска Палат Национального Собрания РБ. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии Правительству РБ, выражении вотума недоверия Правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, а также систематическом или грубом нарушении Конституции. Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Решение о роспуске Палат Национального Собрания в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда. Это решение принимается Президентом не позднее, чем в двухмесячный срок после официальной консультации с Председателем соответствующей палаты. Если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной Палаты. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 мес. полномочий Президента, в период решения Палатами вопроса о досрочного освобождении или смещении Президента с должности, а также в течение года со дня их первых заседаний. Тесная связь между законодательно властью и Президентом проявляется в установленном Конституцией порядке принятия законов, т.е. это возвращение закона со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования, причем, если возражения Президенту будут преодолены не менее чем 2/3 голосов каждой из Палат, то закон считается подписанным. Президент имеет право законодательной инициативы, дает согласие или поручает Совету министров внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также имеет право объявлять законопроект срочным[7 c. 122].

Отношения Президента с судебной властью строится также как и с законодательной властью, т.е. они взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей государства, но в тоже время сдерживают друг друга и уравновешивают. Взаимодействие Президента с судебной властью с целью достижения общегосударственных интересов ярко выражается в отношениях с Конституционным Судом. В первую очередь это обращения Президента в Конституционный Суд за заключениями.

2. Задача

Работники N-ского отделения Белорусской железной дороги объявили забастовку, требуя увеличения заработной платы на 20%. То же сделали авиадиспетчеры аэропорта города N.

Президент своим Указом приостановил проведение забастовок.

Правомерны ли действия Президента?

Какую из забастовок суд признает незаконной?

Почему?

 

    Действия  Президента законны, т.к. в соответствии  со ст. 84 Конституции РБ Президент  в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь забастовка является легальным средством защиты работниками своих экономических и социальных интересов.

    Понятие забастовки, процедура принятия решения о ее проведении и другие правовые нормы, регламентирующие порядок ее проведения, оговорены в ст. 388–399 Трудового кодекса Республики Беларусь.

    Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

   Виды забастовок законодательно не определены, поэтому любая забастовка предполагает:

Временный характер отказа работников от выполнения трудовых обязанностей;

Свободу волеизъявления работников;

Своей целью – разрешение коллективного трудового спора.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков в действиях работников не дает основания считать эти действия забастовкой.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст. 377 ТК).

     Процесс разрешения коллективных трудовых споров включает в себя стройную систему примирительных процедур, основанную на коллективных переговорах между наемными работниками в лице их представительных органов и нанимателем, с участием нейтрального члена примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров, а при определенных условиях – и рассмотрение спора в Республиканском трудовом арбитраже.

Работники вправе организовать и провести забастовку в случае, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного спора. Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложения примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж – отклонения предложения посредника либо (и) несогласия с решением трудового арбитража (за исключением случая, когда оно для сторон спора является обязательным).

Конституционное право на забастовку не является абсолютным. Оно может ограничиваться законом в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

     Реализация права на забастовку не должна преследовать политических целей. Законодатель предусмотрел запрет на оказание материальной помощи участникам забастовки за счет политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных физических и юридических лиц.

     Решение о проведении забастовки принимается не представительным органом работников (профсоюзом), а непосредственно работниками на собрании или конференции тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей  присутствующих работников (делегатов конференции).

     В соответствии со ст. 389 ТК  собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов.

     Не позднее двух недель до начала забастовки профсоюз либо иной представительный орган работников обязан письменно уведомить нанимателя о решении провести забастовку, указав:

перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дату и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;

  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых на предприятии, в учреждении, организации во время проведения забастовки.

    Получив уведомление о забастовке, наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным организациям, местным органам исполнительной и распорядительной власти.

     В случае, если решение о проведении забастовки было принято с нарушением установленных требований, если забастовка начата ранее двухнедельного срока с момента регистрации уведомления о проведении забастовки у нанимателя, а также если имеются основания считать, что забастовка несет в себе реальную угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц, наниматель обязан обратиться в суд.

    Участие в забастовке является добровольным. Закон запрещает принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней.

     В процессе проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны принять необходимые меры по обеспечению в организациях законности, сохранности государственной и частной собственности, общественного порядка, минимума необходимых работ (услуг).

     Перечень минимально необходимых работ по поддержанию жизненно важных функций предприятия (организации), прекращение или приостановление которых может вызвать угрозу для жизни и здоровья людей, должен быть определен в коллективном договоре. В случае возникновения разногласий между сторонами спора по минимуму необходимых работ он устанавливается до начала забастовки местным исполнительным и распорядительным органом по письменному ходатайству нанимателя, решение которого является обязательным для сторон.

     В целях урегулирования разногласий стороны обязаны продолжить переговорный процесс во время проведения забастовки.

     В свою очередь, наниматель вправе дать согласие на удовлетворение требований работников на любой стадии разрешения коллективного трудового спора, в том числе и после принятия решения о проведении забастовки, и в ходе ее проведения. Необходимым условием для прекращения забастовки является письменное согласие нанимателя выполнить требования работников.

      Одним из оснований прекращения забастовки может быть принятие решения об этом на собрании либо конференции работников, принявших решение о проведении забастовки. При этом должны быть соблюдены все процедурные условия, характерные для принятия решения о проведении забастовки.

      Законодатель четко не определил, что может послужить поводом для созыва указанного собрания (конференции) работников. Однако можно предположить, что, к примеру, затянувшаяся во времени забастовка не принесла работникам ожидаемых результатов и наниматель в силу объективных причин не в состоянии в полном объеме удовлетворить требования работников, а поэтому в решении о прекращении забастовки собрание обязывает нанимателя и представительный орган работников продолжить переговорный процесс, достичь компромисса и заключить письменное соглашение о прекращении забастовки.

     Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными по заявлению нанимателя или собственника, а также прокурора по решению областного (Минского городского) суда в случае, если забастовка проводится (проводилась) либо решение о ее проведении было принято с нарушением требований Трудового кодекса.

     Таким образом, забастовка прекращается, а ее участники обязаны приступить к работе на следующий день после:

  • Признания ее незаконной по решению областного (Минского городского) суда;
  • Получения письменного согласия нанимателя удовлетворить требования;
  • Принятия об этом решения общим собранием, конференцией;
  • Заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

      Заявление о признании забастовки или решения о ее проведении незаконными подается нанимателем и (или) прокурором в пятидневный срок в случае нарушений требований Трудового кодекса и других законов Республики Беларусь, а при невыполнении минимума необходимых работ во время забастовки либо в случаях создания реальной угрозы национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц – немедленно.

     Решение по заявлению областной (Минский городской) суд обязан вынести в десятидневный срок со дня его получения. Решение о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении после вступления его в законную силу подлежит немедленному исполнению.

        На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность, но заработная плата не начисляется, а период участия в забастовке не включается в стаж работы, дающий право на отпуск.

В случае признания забастовки незаконной ее участники могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основе рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент Республики Беларусь обладает достаточно широкими полномочиями и вправе издавать указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Информация о работе Президент Республики Беларусь, его правовой статус