Преимущества и недостатки тоталитарного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

По своему происхождению человек как биологический вид — общественное существо. Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия между членами общества носили временный характер и не сопровождались социальными привилегиями. Военные задачи и потребность в координации хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрации и закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-5
1. Понятие тоталитаризма – как основа тоталитарного государства…..6-8
1.1. Исторические корни тоталитаризма………………………………9-12
1.2. Признаки тоталитаризма………………………………………….13-22
2. Причины становления тоталитарного государства………………...23-26
3. Преимущества и недостатки тоталитарного государства………….27-33
Заключение……………………………..…………………..………..…34-35
Список литературы………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_totalitarnoe_gosudarstvo.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

       «Великая  идея» иррациональна и часто  мистична, глубоко противоречит  действительности, поэтому для нее  смертельно опасны плюрализм, любая критика, конкуренция с другими идеями и в особенности – объективная информация о положении дел в обществе и в мире. Известно, что тайна, исключительное владение и контроль над информацией – естественная стихия и необходимое условие существования любой бюрократии. Это условие тоталитаризм доводит до абсурда: устанавливаются режим строжайшей секретности, жесточайшая госмонополия на информацию и цензура. Напротив, широко развита дезинформационная стратегия, в т.ч. преувеличение любых достижений. Публично сообщается лишь то, что способствует закреплению в массовом сознании  постулатов «великой идеи». Мощный пропагандистский аппарат (агитпроп) выполняет задачу мифологизации этого сознания, программирования мыслей и поведения людей. «Великая идея» превращается в квазирелигию, нуждающуюся в своей церкви. Монопольная партия, помимо основной задачи ( поддержание согласия «в верхах»), выполняет совместно с организациями-сателлитами, профсоюзами, молодежными, корпоративными и парамилитарными структурами функцию «приводного ремня» от элит к «низам». Мощнейший карательный аппарат активно участвует в поддержании императивов государственной идеологии и информационной диктатуры, в борьбе против «опасных мыслей» путем физического уничтожения или изоляции их носителей. Однако репрессии систематически обрушиваются и на вполне лояльных режиму людей. Это создает стойкую атмосферу всеобщей подозрительности. Страх должен так глубоко, парализующе влиять на психику, на подсознание, чтобы человек рефлекторно отталкивал бы даже мысли о противоречиях окружающей жизни.

        Информационная диктатура открывает  колоссальные возможности для  манипулирования сознанием. Заглушаются  интересы людей, обычно побуждающие  их к борьбе за социальные  и профессиональные требования, чувство солидарности. В сочетании с деятельностью карательных органов это позволяет практически сводить на нет всякие проявления протеста граждан против тоталитарных порядков. Создаются самые благоприятные условия для эксплуатации государством части трудящихся методами внеэкономического принуждения. Реставрируются отношения рабства (труд заключенных) и крепостничества (инфеодализация беспаспортных колхозников СССР, остарбайтеры в нацистской Германии и т.д.).

       Возврат  к средневековью происходит также  в области морали и права. Равенство граждан перед законом на практике отрицается, все население делиться на несколько сословно-правовых категорий. В целом тоталитаризм можно считать особой формационной флуктуацией, когда происходит реставрация исторически отживших социальных порядков на новой экономико-производственной и технологической основе. Устойчивость же режима обеспечивается за счет целенаправленной деформации личности, извращения человеческой природы. Недаром абсолютно все тоталитарные режимы в той или иной форме выдвигают цель «создания нового человека».

 

                                      Культ власти.

 

       Любая  тоталитарная система создает  культ. Но подлинным и главным  объектом его выступает не  человек, а власть как таковая. Культ власти – в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью – ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть – имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую причину и т.д. кто не имеет власти, не имеет ничего – ни денег, ни безопасности, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

        Создавая свой культ, тоталитарная  власть мистифицирует все властные  функции, безгранично преувеличивая  их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.

       Культ  власти оказался гораздо жизненнее  культа личности. Мы давно уже  научились критически относиться  к самовосхвалениям власти, понимая  незначительность или относительность  реальных успехов. Но считать,  что наши беды объясняются  только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно – значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как и была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом – в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины становления тоталитарного государства.

 

                          Политические предпосылки.

 

       Любой  госаппарат (даже в стране с  самыми демократическими традициями) стремится максимально расширить  свои функции и полномочия, увеличить  контроль над общественными делами, сокращать гражданский контроль над собой. Любое государство содержит в себе тоталитарные потенции. Но для их реализации необходима прежде всего вера значительной части граждан в необходимость и благодетельность всеобщего государственного контроля за жизнью общества, т.е. «великая идея». Эта идея в любом ее варианте не может ни пролетарской, ни крестьянской, ни буржуазной, так как она по сути не выражает интересов ни одного из массовых слоев общества. Но «великие идеи» легко усваиваются и поддерживаются маргиналами.

       Чем  выше уровень маргинализации общества, тем вероятнее его скатывание к тоталитаризму.

       Для представителей маргинальных групп особенно характерны культурная неукорененность и связанное с этим острое чувство социальных неполноценности и отчуждения, гремучая смесь забитости и агрессивности, болезненно – извращенное («обиженное») восприятие окружающего мира, вера и чудеса. «Великая идея» манит маргиналов легкостью социально-психологической адаптации к реальности: все люди делятся на «своих» и «чужих»; в твоем печальном положении виновны только враги (буржуи, империалисты, коммунисты, масоны, евреи, неверные и т.п.); необходимо лишь уничтожить врагов («до основания!»), вверить заботы о себе «родным» партии и государству с их патерналистским участием, которые автоматически обеспечат тебе счастливую жизнь, снимут с тебя груз социальной, правовой, моральной отвественности в обмен на полную лояльность.

       Возникновение  тоталитаризма связано прежде  всего с трудностями модернизации, перехода общества к индустриальной  стадии развития, с попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем «чрезвычайщины» - огосударствления, сверхбюрократизации, униформенной политизации и милитаризации всего общества. Сущность тоталитаризма заключается в том, что в результате указанных процессов устанавливается бюрократическая (военно-бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного (партийно-государственного) аппарата, а также – отчасти – интересы представителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов, из которых в значительной степени этот аппарат формируется, и которые им подкармливаются.

        Исторические ситуации, в которых  устанавливается система общественных  отношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. Одним из важных  условий тоталитаризма, ранее никогда не называвшимся, является относительная бедность и монотонность, рутинность существования. Примитивные общества – тоталитарные общества. Общества богатые, с развитой имущественной дифференциацией, обычно не тоталитарны. Вторым условием является общая опасность, объединяющая всех членов общества или большую его часть, которые сплачиваются вокруг государства. Третьим условием, способствующим возникновению тоталитарного государства, является зависимость общества от общего источника жизни (например, вода в восточных государствах древности и средневековья). Так называемые «смутные» времена, поляризующие общество, также является питательной средой для формирования тоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства.

 

                       Психологические предпосылки.

 

       Почему  же люди становились участниками  тоталитарных движений? Психологические  мотивы, которыми они руководствовались,  сформировались прежде всего  под влиянием распада устоявшихся  общественных отношений. В эпоху господства гигантских концернов и бюрократических структур окончательно складывалось из разрозненных индивидов так называемое «массовое общество» с аморфной социальной структурой. Если прежде человек был в значительной мере растворен в системе традиционных групповых, местных, религиозных и иных связей, то теперь он оказывался один на один с миром и потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла существования. «Ему угрожают, - писал известный психоаналитик Э. Фромм, - мощные силы, стоящие над личностью, - капитал и рынок. Его отношения с собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности, и враждебности… человек подавлен ощущением своей ничтожности и беспомощности».

        В 1920-е – 1930-е годы в ряде индустриальных стран среди широких слоев мелких и средних собственников, разочарованных в беспрепятственной капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демократического государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый социальный статус, распространилась идея создания нового государства, которое защищало бы их классовые интересы. Фашистские лозунги, направленные против государства крупного капитала, находили наибольший отклик именно в среде мелких предпринимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и служащих. Им, бунтовавшим против своих могущественных монополистических конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые именовали их, «маленьких людей», исполнителями высшей миссии нации, истории и провидения, средоточием воли и активности.

       Таким  образом, массовое сознание оказалось  в значительной мере подготовленным  к восприятию тоталитаризма всей  предшествующей историей развития капитализма и государства. Но в то же время, ни в Германии, ни в Италии «большинство народа не желало фашизма и выбор ему не принадлежал. Муссолини и Гитлер пришли к власти тогда, когда, об этом договорились сравнительно небольшие клики, при чем они следовали соответствующему решению высших хозяйственных кругов, которые пришли к выводу, что фашизм станет выходом из переживаемых ими трудностей.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Преимущества и недостатки тоталитарного государства:

      

       Тоталитарные  режимы при своей внешней мощи  и надёжности, очень нестабильные и малоэффективные социальные образования. В каждом тоталитарном государстве находится множество зародышей его будущей гибели. В долгосрочном функционировании они неконкурентоспособны с другими видами государственных режимов.

 

Тоталитарные  режимы не эффективны:

Экономически:

Тотальная зарегулированность тормозит развитие производства и общественных отношений, как в силу системных законов кибернетики (большие затраты времени и ресурсов на самоконтроль), так и в силу ригидности бюрократического аппарата. Кроме того, органы, осуществляющие контроль со временем разрастаются и поглощают огромные средства (18 млн. аппартных работников в СССР при населении в 200 млн. человек). Также здесь нарушается один из принципов кибернетики о местной саморегуляции (большинство проблем должно разрешаться на местном уровне, уровне «отдельной клетки»). В тоталитарном государстве имеется тенденция к разрешению малых дел в центральных и высших органах государства. Например ГОСПЛАН СССР занимался проблемами обычно решаемыми на догосурственном уровне – уровне миллионов отдельных предприятий, что сильно снижало качество его регулирования.

       Система централизованного планирования производства и нормированного распределения ресурсов и продукции, оказывается менее эффективной, чем формирующийся в условиях рыночной экономики баланс между спросом и предложением.

       Закрытость страны для внешнего рынка тормозит развитие экономики в целом. В этом случае, мировой рынок заменяется суррогатом из принудительного разделения труда или созданием цепи завоеванных государств, чья экономики включается в экономику страны-сюзерена (Германия).

       Большое количество разнообразной «чрезвычайщины», которая на короткий строк выправляет положение, но в целом убыточна. Одним из следствий этого является распространенность внеэкономических методов принуждения и подневольного труда. При долгосрочном применении это губительно для экономики.

        Снижение мотивированности к труду у населения, поскольку наибольшие средства человек может получить только на государственной или партийной должности. Так же в силу малых различий в зарплате между начальником и подчиненным (в СССР) не было стимулов для карьерного роста. Такая система тяготеет в уравнительности в вознаграждении, выгодной не для тех, кто работает с полной отдачей. Это явление несколько нивелируется системой моральных поощрений и идейным ажиотажем населения, но долго поддерживать такое состояние нельзя, и как постоянная основа трудовых отношений она несостоятельна.

Информация о работе Преимущества и недостатки тоталитарного государства