Прекращение гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства РФ;
– на основе анализа изучить принципы и порядок приема в гражданство РФ;
– проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности
1.1 Понятие, становление, развитие и законодательное регулирование гражданства в России
1.2 Конституционные принципы российского гражданства
1.3 Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Глава II. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ
2.1 Особенности приобретения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.2 Особенности прекращения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.3 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

прекращение гражд.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими  гражданами, не имеют доказательств  своей принадлежности и к гражданству  иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого  на гражданство, Российское государство  стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих  на ее территории лиц.

Согласно ст. 7 Закона о  гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с  общепринятыми нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан  и лиц без гражданства в  отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает  для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции  принцип приравнивания действует  в полной мере, если федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации не установлено  иное. Отклонение от национального  режима (в сторону ограничения  прав или, наоборот, их расширения по сравнению  с правами российских граждан) могут  быть согласно Конституции РФ установлены  только федеральным законом или  международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для  иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского  законодательства установлены для  отдельных групп находящихся  в России иностранных граждан: дипломатов - пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных  военных кораблей, самолетов и  т. п.

Конституция не связывает  применение к иностранным гражданам  национального режима с принципом  взаимности: он предоставляется в  России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем  иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве  касаются только российских граждан (в  отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены  в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан  в СССР ответные ограничения (реторсии).  

 

2.3 Государственные  органы, ведающие делами о гражданстве  РФ

Реализация норм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования, которому и посвящено несколько  глав названного Закона — о полномочных  органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и  об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и  действий их должностных лиц. Также  эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшими из них являются: Положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.02г.[22]; Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 01.11.02г.[23]; Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел РФ заявлений об изменении гражданства, утвержденная Приказом МВД РФ от 06.02.03г. об организации деятельности органов внутренних дел РФ по реализации законодательства о гражданстве РФ.

Полномочными органами, ведающими  делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ; федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных  дел, и дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ, находящиеся  за пределами РФ.

Основными полномочиями в  области гражданства обладает Президент  РФ, уполномоченный официально оформлять  российское гражданство.

Конституция РФ и ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы  гражданства и предоставления политического  убежища. В развитие этого положения  закон закрепляет, что Президент  решает вопросы приема в гражданство  в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем  порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании  подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства  Президент РФ излает указы.

Президент РФ может взять  ни себя решение о приеме в гражданство  России при наличии обстоятельств, которые, по общему правилу, исключают  принятие в гражданство.

При Президенте функционирует  Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные  лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка поводов заявителя, документов, представленных в обоснование  заявлений и т.д.

В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано  специальное самостоятельное подразделение  — Управление по вопросам гражданства[24]. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений РФ); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление  функций по контролю и надзору  в сфере миграции, и его территориальные  органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства  РФ у лиц, проживающих на территории РФ;

б) принимают от лиц, проживающих  на территории РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ;

в) проверяют факты и  представленные для обоснования  заявлений по вопросам гражданства  РФ документы и в случае необходимости  запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных  органах;

г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных законом, заявления по вопросам гражданств РФ, представленные для их обоснования  документы и иные материалы, а  также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом  РФ решения по вопросам гражданства  РФ в отношении лиц, проживающих  на территории России;

е) рассматривают заявления  по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрошенном порядке;

ж) ведут учет лип. в отношении  которых федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом  приняты решения об изменении  гражданства;

з) оформляют гражданство  Российской Федерации;

и) осуществляют отмену решений  по вопросам гражданства Российской Федерации и предусмотренных  законом случаях.

В структуре ФМС России создано Управление по вопросам гражданства (далее — УПГ), основными задачами которого являются:

1) исполнение законодательных  и иных нормативных правовых  актов РФ, международных договоров  и соглашении по вопросам гражданства  и статуса беженца, политического  и временного убежища (далее  — убежище);

2) участие в подготовке  проектов законодательных и иных  нормативных правовых актов, отнесенных  к компетенции Управления, методических  рекомендаций для территориальных  органов ФМС России;

3) контроль та исполнением  территориальными органами ФМС  России законодательных и иных  нормативных правовых актов РФ  об изменении гражданства и  по вопросам убежища;

4) организация взаимодействия  в пределах своих полномочий  с Комиссией по вопросам гражданства  при Президенте РФ, федеральными  органами законодательной и исполнительной  власти по вопросам исполнения  законодательства о гражданстве  РФ, ведения общею учета лиц,  изменивших гражданство, проверки  наличия гражданства РФ;

5) представление в Комиссию  материалов об изменении гражданства,  принятие решений по которым  отнесено к компетенции Президента  РФ.

При решении вопросов гражданства  основные функции УПГ состоят  в следующем: Управление организует работу территориальных органон  ФМС России по проведению процедуры  признания беженцами, предоставлению убежища, рассмотрению заявлений об изменении гражданства, соблюдению порядка согласования подготавливаемых заключений и решений, проведению проверок наличия гражданства РФ; осуществляет непосредственное рассмотрение материалов об изменении гражданства РФ и  в установленном порядке ходатайств о предоставлении политического  убежища, представляет их руководству  ФМС России: принимает участие  в разработке проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов, отнесенных к компетенции Управления; принимает участие в подготовке заключений, официальных отзывов, замечаний  и предложений по проектам нормативных  правовых актов РФ, поступающим в  Управление на рассмотрение; изучает  и обобщает практику применения нормативных  правовых актов РФ и международных  договоров по вопросам гражданства  и убежища, разрабатывает на этой основе обзоры, указания ненормативного характера и методические рекомендации для территориальных органов  ФМС России; готовит информационно-аналитические  и справочные материалы по вопросам гражданства и убежища; принимает  участие в приеме граждан, в рассмотрении их жалоб, заявлений и писем по вопросам гражданства и убежища, рассматривает письма законодательных  и исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, запросы российских дипломатических  представительств и консульских  учреждений за рубежом, письма и предложения  представительных и исполнительных органов государственной власти, запросы Ген прокуратуры России и ФСИН для принятия решения об экстрадиции лиц, задержанных или  отбывающих наказание в местах лишения  свободы, публикации и выступления  в средствах массовой информации, касающиеся деятельности ФМС России и территориальных органов ФМС  России по вопросам гражданства и  убежища; с использованием возможностей территориальных органов ФМС  России оказывает содействие в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; взаимодействует, в пределах полномочий, с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в решении вопросов исполнения законодательства о гражданстве и убежища; взаимодействует с подразделениями МВД России и ФМС России; поддерживает связь и обеспечивает в установленном порядке необходимое согласование вопросов с Комиссий, а также с соответствующими подразделениями МИД России, Ген прокуратуры России, ФСБ России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов; осуществляет в установленной сфере деятельности иные функции, предусмотренные законодательством РФ.

Информация о работе Прекращение гражданства