Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Начиная раскрывать тему президентской республики, было бы не правильно начинать с середины, не определив, о чем пойдет речь и начинать раскрывать её сразу с проблематики.
Актуальность моей темы состоит в том, что во первых до меня эту тему никто из студентов не раскрывал, поэтому я являюсь неким первопроходцем (мною нигде не было найдено чтоб кто либо из студентов писал курсовую по этой теме).
Введение 3
Президентская республика 6
Суперпрезидентская республика 12
Смешанная республика 15
Заключение 19
Список использованной литературы и прочих источников
В более цивилизованных
странах президентскую
Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.
Как и у всего в этом мире, везде есть свои особенности и сходства.
Мне хочется отметить те характерные
черты которые присуще
Наиболее характерные
черты президентской республики
1. Внепарламентский метод
2. Ответственность правительства
перед президентом, а не перед
парламентом, так как только
президент может отправить
3. Более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства: президент является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку, но в президентской республике президент лишён права роспуска парламента, (в США президент не может распустить парламент) а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента путем процедуры называемой - импичмент.
Признаки президентской республики:
1. Высшие органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью. Государственное управление здесь строится по принципу жесткого разделения властей;
2. Президент, как и парламент, избирается на срок населением;
3. Президент одновременно
является и главой государства,
4. Президент свободен
в выборе министров, хотя
5. Отсутствует ответственность
правительства перед
6. Президент непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке;
7. Президент не может распустить парламент.
Как я уже писал в самом начале существует несколько республик, поэтому далее пойдет речь о суперпрезидентской республике.
Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.
О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства Беларусь, Туркменистан и др.
В чем же своеобразие такой республики?
Зачастую президент
в суперпрезидентской республике возглавляет
одновременно и правительство, будучи
при этом лидером правящей партии (которая
при этом может быть единственной или
пользоваться значительными внеконституционными
преимуществами перед другими партиями).
При этом, в суперпрезидентской республике
предусматриваемый национальной конституцией
«диапазон возможного использования президентом
его чрезвычайных полномочий более обширен,
чем в обычной президентской республике»[1]: конституционные полномочия президента
предусматривают издание указов, имеющих
силу закона, возможность распускать парламент
своим решением, смещать министров и руководителей
административно-
У каждой политической системы есть свои плюсы и свои недостатки.
Достоинства:
Недостатки:
Суперпрезидентскую республику можно разделить на виды.
Виды суперпрезидентских республик:
В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» 1997-го года, выделяет[2] три вида суперпрезидентских республик:
Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы.
Для устранения этих и некоторых проявлений создаются смешанные формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой как таковой.
Также кроме президентской
и суперпрезидентской республики можно
выделить отдельный вид республики,
который включает в себя не только
две разновидности
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой, разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен - юридически и реально - большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республик смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. К таким республикам отечественная наука конституционного права также относит Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение такой вид республики получился в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). Смешанная республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики. В частности, для республик смешанного типа характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально- правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерным примером может служить Россия).
Одним из признаков, присущих республикам смешанного типа может служить закрепленная в конституции возможность роспуска парламента и его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.
Характеристика
смешанной республиканской
С одной стороны, парламент
смешанной республики имеет право
вынести вотум недоверия правит
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. Такая неопределенная форма правления очень характерна в первые годы постсоветского периода, а если быть конкретнее для первого президента Российской Федерации.
Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия. В России Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).