Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:13, доклад
Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение эффективности системы юридических гарантий и санкций. Признаками государственного аппарата являются:
-формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;
-от своего имени государство разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;
Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
Деятельность государственного аппарата
направлена на разработку и принятие
общеобязательных правил поведения (юридических
норм), использование их в процессе
социально-политической регуляции, обеспечение
эффективности системы
-формируется по воле
-от своего имени государство
разрабатывает, принимает,
-обладает монополией на
-в основу формирования и
-государственный аппарат
Формирование государственного аппарата
осуществляется путем создания органов
государственной власти, деятельность
которых непосредственно
Виды органов государства
Органы государства
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных
полномочий органы государства классифицируются
на высшие и местные. Правда, не все местные
органы являются государственными (например,
органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее полно
олицетворяют государственную власть,
распространяющуюся на территорию всего
государства. Местные органы государства
функционируют в административно-
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказываетпринцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» – собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма
приходится на период становления и
развития буржуазного государства.
Именно тогда сложился круг его основных
полномочий: принятие законов, утверждение
бюджета, контроль над правительством
в форме запросов и обсуждения
его деятельности, выражение (вотум)
доверия или недоверия и т.д.
Все это получило свое обобщенное
выражение в принципе парламентаризма.
С усложнением общественной жизни,
в ходе социального и научно-
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.
Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром).
В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.
Президент принимает иностранных
дипломатических
В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.
В парламентарных республиках президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.
В президентских республиках президент – центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
О местном государственном управлении в Республике Казахстан
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные
понятия, используемые в
Законе
В настоящем Законе
используются следующие
1) аким - представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями государственного управления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории;
2) аппарат акима - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность местного исполнительного органа (в случае его создания) и акима;
3) аппарат маслихата - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность соответствующего маслихата, его органов и депутатов;
4) исполнительный орган,
финансируемый из местного
5) председатель сессии
маслихата - должностное лицо маслихата,
избираемое из числа его депутатов, осуществляющее
организационно-
6) местное государственное
управление - деятельность, осуществляемая
местными представительными и
исполнительными органами в
7) местный исполнительный орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории;
8) местный представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление;
9) сессия маслихата - основная форма деятельности маслихата;
10) схема управления
11) территориальное подразделение
центрального государственного
органа - структурное подразделение
центрального исполнительного
Сноска. В статью 1 внесены
изменения - Законом РК от 11 мая 2004 г. N
552 (порядок введения
в действие см. статью 2).
Статья 2. Законодательство
о местном государственном
управлении
1. Законодательство о местном государственном
управлении основывается на Конституции
Республики Казахстан и состоит из настоящего
Закона и иных нормативных правовых актов
Республики Казахстан.
2. Настоящий Закон применяется на территории
города Алматы и столицы в части, не противоречащей
законодательству Республики Казахстан
об особом статусе города Алматы и статусе
столицы.
Статья 4. Основные
требования и ограничения,
устанавливаемые для маслихатов
и акиматов
1. Маслихаты и акиматы в своей деятельности
обязаны:
1) не допускать принятия решений, не соответствующих
общегосударственной внешней и внутренней,
финансовой и инвестиционной политике;
2) соблюдать интересы Республики Казахстан
в обеспечении национальной безопасности;
3) придерживаться общегосударственных
стандартов, устанавливаемых в общественно
значимых сферах деятельности;
4) обеспечивать соблюдение прав и законных
интересов граждан.
2. Маслихатам и акиматам запрещается принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан.
3. Планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами, должны соответствовать стратегическим планам развития Республики Казахстан.
Статья 7. Акты
маслихата
1. Актами маслихата, которые он издает
по вопросам своей компетенции, являются
решения маслихата.
Информация о работе Принципы организации и деятельности государственного аппарата