Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:13, доклад

Краткое описание

Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение эффективности системы юридических гарантий и санкций. Признаками государственного аппарата являются:
-формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;
-от своего имени государство разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;

Вложенные файлы: 1 файл

srsp_5_tgp.docx

— 104.58 Кб (Скачать файл)

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата.

 

 

 

Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и  должностных лиц, с помощью которых  осуществляются управленческие функции  государства.

Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических  норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение  эффективности системы юридических  гарантий и санкций. Признаками государственного аппарата являются:

-формируется по воле государства  с целью реализации целей и  задач, стоящих перед государством;

-от своего имени государство  разрабатывает, принимает, наделяет  юридической силой правила поведения  общезначимого, общеобязательного  характера;

-обладает монополией на государственное  принуждение;

-в основу формирования и функционирования  государственного аппарата положен  профессиональный принцип (сотрудники  государственного аппарата осуществляют  свои полномочия на профессиональной  основе и не занимаются иной  возмездной общественно-полезной  деятельностью кроме как управленческой);

-государственный аппарат включает  органы государственной власти  и материальные придатки (армию,  полицию, налоговую и таможенную  службу), необходимые для обеспечения  реализации государственно-властных  предписаний.

Формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов  государственной власти, деятельность которых непосредственно связана  с реализацией функций государства. В настоящее время, наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения. Как правило избираются депутаты законодательных собраний и главы государств - президенты (при республиканской форме правления), однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.

Виды органов  государства

 

 

 

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

По способу  возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные  и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказываетпринцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» – собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма  приходится на период становления и  развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение  бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т.д. Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание  роли правительства и снижение роли парламента.

Парламенты в большинстве  стран мира состоят из нижней и  верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко  служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве современных  государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент принимает иностранных  дипломатических представителей, назначает  послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные  договоры и соглашения, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент  имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских  республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

В президентских республиках президент – центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Исполнительные  органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

 

 

О местном государственном  управлении в Республике Казахстан

Глава 1. Общие  положения     

 Статья 1. Основные  понятия, используемые в настоящем 
                Законе     

 В настоящем Законе  используются следующие понятия:      

 1) аким - представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями государственного управления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории;     

2) аппарат акима - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность местного исполнительного органа (в случае его создания) и акима;     

3) аппарат маслихата - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность соответствующего маслихата, его органов и депутатов;     

4) исполнительный орган,  финансируемый из местного бюджета  - государственное учреждение, уполномоченное  акиматом на осуществление отдельных функций местного государственного управления и финансируемое из соответствующих местных бюджетов;     

5) председатель сессии  маслихата - должностное лицо маслихата, избираемое из числа его депутатов, осуществляющее организационно-распорядительные функции на сессии маслихата;     

6) местное государственное  управление - деятельность, осуществляемая  местными представительными и  исполнительными органами в целях  проведения государственной политики  на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции,  определенной настоящим Законом  и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными  за состояние дел на соответствующей  территорий;     

7) местный исполнительный  орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории;     

8) местный представительный  орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление;     

9) сессия маслихата - основная форма деятельности маслихата;     

10) схема управления административно-территориальной  единицей - система исполнительных  органов, расположенных на соответствующей  территории, финансируемых из бюджета  соответствующей административно-территориальной  единицы;     

11) территориальное подразделение  центрального государственного  органа - структурное подразделение  центрального исполнительного органа, осуществляющее в пределах соответствующей  административно-территориальной единицы  функции центрального исполнительного  органа. 
      Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 2004 г. N 552 (порядок введения в действие см. статью 2).      

 Статья 2. Законодательство  о местном государственном 
                управлении 
  
      1. Законодательство о местном государственном управлении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 
      2. Настоящий Закон применяется на территории города Алматы и столицы в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан об особом статусе города Алматы и статусе столицы.     

 Статья 4. Основные  требования и ограничения, 
                устанавливаемые для маслихатов и акиматов 
  
      1. Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны: 
      1) не допускать принятия решений, не соответствующих общегосударственной внешней и внутренней, финансовой и инвестиционной политике; 
      2) соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности; 
      3) придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности; 
      4) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан.     

2. Маслихатам и акиматам запрещается принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан.     

3. Планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами, должны соответствовать стратегическим планам развития Республики Казахстан.      

 Статья 7. Акты  маслихата 
  
      1. Актами маслихата, которые он издает по вопросам своей компетенции, являются решения маслихата.     

Информация о работе Принципы организации и деятельности государственного аппарата