Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Гражданство, как правило, харак¬терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак¬тивно участвовать в реализации государственной власти .
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.
Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, на¬пример, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3 стр.
1. Основные вопросы правового статуса личности
в зарубежных странах ……………………………………………………. 5 стр.
2. Принципы правового положения и конституционные
гарантии прав и свобод ……………………………………………………14 стр.

Заключение …………………………………………………………………21 стр.
Список литературы …………………………………………………….. 22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Главным личным правом человека является право на жизнь. Посягательство на жизнь является тягчайшим преступлением. В демократическом государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспечивается всей совокупностью государственно-правовых и других общественно-политических институтов. Государство должно избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных вооруженных конфликтов, бороться с преступлениями и т. п. Так, в ст. 9 Конституции Киргизской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. Ст. 18 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов неприменения силы или угрозы силой и мирного решения споров.

Каждый имеет право  на честь и достоинство (ст. 35 Конституции  Азербайджана, ст. 17 Конституции Грузии, ст. 28 Конституции Украины и т. д.). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства человека, каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь, доброе имя и достоинство. Всем гарантируется право на личную свободу и безопасность, что включает в себя право постоянно проживать в любом месте государственной территории, свободно перемещаться по данной территории, покидать ее и свободно возвращаться в страну, при соблюдении правил, установленных законом. Право на личную безопасность предусматривает свободу от произвольного ареста. Задержание возможно на сроки, прямо установленные в текстах конституций (например, п.2., ст.17 Конституции Испании 1978 г. устанавливает срок предварительного заключения – максимум 72 часа, после чего задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям).

Как правило, в новейших конституциях закрепляется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Также в новейших конституциях провозглашается  право на защиту частной жизни от незаконного вмешательства. Гарантии данного права проявляются в том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия3.

Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях. Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждений, группы лиц или отдельного лица разрешается обучение детей религиозному вероучению в свободное от образовательных школьных занятий время, с согласия родителей и самих детей. В ряде стран, если религиозным убеждениям человека или его вероучению противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных законом случаях, допускается замена ее альтернативной гражданской службой (Грузия, Казахстан, Узбекистан). Эта свобода может быть ограничена только в случае необходимости охраны общественного порядка, здоровья и морали. В свою очередь, осуществление права на свободу совести не должно ограничивать общечеловеческие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 2 ст. 22 Конституции Казахстана).

Из других личных прав следует отметить право на неприкосновенность жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана, ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции Молдовы и т. д.). Никто не вправе войти в жилище гражданина, производить обыск или досмотр, иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом. Конституция Республики Молдова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица (в п. 1 ст. 29 установлено: «Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия»).

Кроме вышеперечисленных  прав и свобод к этой группе можно  отнести и свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение (ст. 19 Конституции Грузии, ст. 16 Конституции Киргизстана и т. д.), которая одновременно может быть также отнесена к политическим правам и свободам. Во все новейшие конституции это право включено и считается неотъемлемым для демократических государств.

Согласно одной из самых распространенных классификаций прав и свобод по группам, второй группой прав и свобод являются политические права. Эта группа прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни.

В новейших конституциях перечень этих прав в основном традиционный, хотя есть и некоторые особенности. Остановимся коротко на характеристике политических прав и свобод в конституциях последнего времени.

Практически во всех современных  конституциях закрепляется право граждан  на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 62 Конституции Польши провозглашает: «Польский гражданин имеет право участвовать в референдуме, а также избирать президента Республики, депутатов, сенаторов и представителей в органы территориального самоуправления, если не позднее дня голосования достиг 18 лет»).

Во многих новейших конституциях закреплено также право обращаться с индивидуальными и коллективными  посланиями (петициями). Наличие этого права является гарантией общественно-политической активности граждан. Часто в формулировках конституционных положений, посвященных данному праву, содержится и конституционная гарантия, которая выражается в обязанностях государственных органов и органов местного самоуправления (например, в ст. 40 Конституции Украины закреплено: «Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным или служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок»).

Во всех демократических государствах граждане имеют право на объединение. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, участвовать в массовых народных движениях и т. п. В конституциях некоторых государств оговорено, что военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо партии (ч. 2 ст. 23 Конституции Казахстана).

Из политических прав самым важным, конечно, является право избирать и быть избранным. Как правило, в новейших конституциях активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет; часто это право провозглашается обязательным (например, в Бразилии в факультативном порядке могут голосовать лишь лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные). Пассивное избирательное право наступает с более зрелого возраста.

Из политических прав, помимо избирательных, следует отметить право собираться мирно и без оружия (ст. 40 Конституции  Молдовы, ст. 35 Конституции Узбекистана  и т. д.). В большинстве современных  конституций принят разрешительный порядок этого права.

Собрания должны проводиться только мирно, без какого бы то ни было оружия, с обеспечением охраны их участников и окружающей среды, без нарушения нормальной эксплуатации дорог общественного пользования, транспортного движения, функционирования предприятий, учреждений и организаций, без перехода к насильственным действиям, ставящим под угрозу общественный порядок, жизнь людей, а также сохранность их имущества. Собрания на площадях, в парках и других местах массового скопления населения регулируются в соответствии с общими распоряжениями полиции. Органы государственной власти могут приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Не допускается проведение собраний в помещениях органов публичной власти и местного самоуправления, прокуратуры, судов, на предприятиях, в учреждениях, организациях со специальным режимом безопасности труда либо с вооруженной охраной.

Ситуация с социальными, экономическими, культурными правами в новейших конституциях практически противоположная, чем ситуация с гражданскими правами.

В отличие от гражданских и политических прав вопрос о необходимости и  целесообразности конституционного закрепления  социально-экономических и культурных прав является в современном конституционализме предметом научно-теоретических и политических споров. Сторонники конституционного провозглашения социально-экономических прав делают упор на то, что Конституция является не только юридическим, но и нравственным, идеологическим документом, а значит открытым для норм-принципов и норм-целей, которые необязательно должны иметь судебную защиту.

Противники включения этих групп  прав в тексты основных законов приводят ряд доводов, среди которых и необходимость соблюдения «юридической чистоты» конституции, несовместимой с наличием в них расплывчатых и заведомо невыполнимых норм, и необходимость «деидеологизации» основных законов, и опасность развязывания государству рук для широкого вмешательства в экономические процессы.

Наиболее широко социально-экономические, культурные и экологические права оказались представлены в новейших латиноамериканских конституциях (Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г.), а также и в бывших странах социалистической ориентации.

Закрепление прав граждан в основных законах. В отдельных же новейших конституциях англосаксонской правовой семьи этим правам вообще не уделяется почти никакого внимания.

В группу «позитивных» прав на современном  этапе можно включить следующие: экономические, трудовые, социальные, культурные, экологические.

К первым относятся право собственности, в том числе частной, право наследования, право заниматься экономической деятельностью. В последнее время эти права не претерпели каких-либо заметных изменений.

Вторая группа: трудовые права претерпевают значительные изменения. Если взять содержание этих прав в социалистических конституциях, то трудовые права включали в себя:

- право на труд как гарантированную  возможность получения работы  от государства;

- право на выбор профессии;

- право на безопасные и здоровые условия труда;

- право на отдых в виде  ограничения рабочей недели и  ограничения рабочего дня, гарантированное  предоставление выходных дней  и отпусков;

- право на профессиональные  организации (не всегда).

На смену этому перечню в социалистических конституциях в постсоциалистических странах пришла их либеральная интерпретация. Право на труд почти повсеместно заменено «свободой труда», т. е. правом свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное выражение «право на труд» и встречается в новейших постсоциалистических конституциях, то следующие за ним положения и общий контекст не оставляют сомнения, что под «правом на труд» конституции подразумевают совсем не то, что раньше (ст. 37 Конституции Узбекистана 1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в редакции 1989 г., ст. 35 Конституции Словакии 1992 г.).

Почти неизменными остались положения о праве на безопасные и здоровые условия труда, их можно найти практически в любой новейшей постсоциалистической конституции (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право на отдых стало излагаться с минимальным раскрытием его содержания. Крайне редко теперь можно встретить в Конституции ограничение продолжительности рабочего дня или недели. Зато весьма широкое распространение в постсоциалистических конституциях получило право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 30 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 50 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.).

К новым трудовым правам следует отнести также защиту от безработицы (ч- 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 29 Конституции Киргизской Республики, ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии); право на минимальное трудовое вознаграждение не ниже прожиточного минимума (ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии 1991 г.).

Значительно реже в постсоциалистических конституциях можно найти право на защиту от произвольного увольнения и дискриминации в трудовых отношениях (п. «Б» ст. 36 Конституции Словакии 1992 г., ст. 49 Конституции Словении 1991 г.).

Практически во всех постсоциалистичсских конституциях присутствует положение о запрете принудительного труда (ст. 41 Конституции Беларуси, ч. IV,V ст. 35 Конституции Азербайджана).

Социальные права в  современном мире обычно на конституционном  уровне охватывают:

- право на социальное  обеспечение по старости, нетрудоспособности, болезни, потере кормильца, и в ряде случаев по безработице;

- право на квалифицированную  медицинскую помощь;

- право на образование.

Все эти права сполна отражены во всех без исключения постсоциалистических конституциях.

Культурные права сформулированы во всех новейших конституциях (где они есть) одинаково и трактуются чаще всего, как право пользоваться всеми достижениями культуры и право на свободу художественного творчества (ст. 43 Конституции Словакии 1992 г.). Иногда в новейших конституциях можно встретить особые нормы о культурных правах национальных меньшинств (ст. 64 Конституции Словакии) 1992 г.

Экологические права  являются новым словом в конституционализме. Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экономических кризисов и катастроф. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 55 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.).

Таким образом, можно  сказать, что институты гражданства, основных прав и свобод человека и  гражданина не являются застывшей конструкцией, они находятся в процессе эволюции. В зависимости от степени развития демократии в той или иной стране их закрепление в нормативно-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из цивилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах.

 

 

 

 

 

 

2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод

Принципы правового  положения личности в зарубежных странах

Информация о работе Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод