Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:11, контрольная работа
Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.
Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.
Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.
1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Суд по очереди выслушивает стороны. Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон.
Обеспечение подозреваемому,
обвиняемому и подсудимому
Ст. 45 Конституции РФ :
«1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать
свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными
Ст. 48 Конституции РФ:
«1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Рассматриваемый принцип опирается на признании трех исходных положенияй:
- обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т.д.;
- обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают адвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного;
- лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязаны осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав.
Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности и призваны обеспечить право на защиту.
Принцип презумпции невиновности ( ст. 49 Конституции РФ :
1. Каждый обвиняемый в
совершении преступления
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.)
Обвиняемый в совершении
преступления считается невиновным,
пока его виновность не будет доказана,
предусмотренным в федеральном
законе порядке и установлена
в законную силу приговором. Бремя
доказательства ложится на прокурора,
следовательно, эти органы обязаны
при осуществлении
Открытое разбирательство дел во всех судах. ( ст. 123 Конституции РФ : 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.»).
Суть принципа в том , что все лица, участвующие в деле, имеют право присутствовать в зале судебного разбирательства от начала и до конца. Этого они могут быть лишены лишь в случае нарушения порядка в суде.
Граждане, желающие присутствовать при рассмотрении дела, допускаются к этому, за исключением несовершеннолетних (до 16 лет). Также ограничен доступ в зал, если нет свободных мест.
В судебных разбирательствах
могут участвовать
Исключение из принципа гласности:
1. Открытое разбирательство дел запрещёно, если это противоречит интересам тайны государства.
2. В арбитражных судах, если противоречит интересам охраны коммерческой тайны.
3. Если предметом исследования становятся сведения военного характера, то они не подлежат разглашению, а также те, которые содержат служебную тайну.
4. Закрытое разбирательство дел допускается: по делам о преступлении лиц, не достигших 16 лет; по делам о половых преступлениях; по делам, по которым необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля, или других лиц, участвующих в процессе, а также их семей и родственников.
5. В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в деле лиц, а также обеспечение тайны усыновления.
Личная переписка и телеграфные сообщения, могут быть оглашены только с согласия лиц, между которыми они происходили.
Ведётся закрытое разбирательство
дел по всем правилам судопроизводства.
Решения и приговоры
Национальный язык судопроизводства. ( ст. 26 Конституции РФ : «2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.» ).
Государственный язык – русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на государственном языке. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство осуществляется на государственном языке РФ или языке республики, в которой проходит суд.
Участвующие в деле лица,
не владеющие языком, на котором
ведётся судопроизводство, имеют
право выступать с
Все судебные документы суда
вручаются лицам, не владеющим языком,
на котором ведётся
Участие представителей народа в отправлении правосудия. ( ст.32 Конституции РФ : «5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.» ).
Участие в разбирательстве судебных дел и в принятии решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели районных судов избираются собранием граждан на местах работы и жителями, открытым голосованием.
Требования к народному заседателю:
1. Гражданин РФ.
2. Возраст не менее 25 лет.
3. Безупречная репутация.
В Арбитражных судах введены в качестве эксперимента арбитражные заседатели, в 95 году. Требования к ним:
1. Гражданин РФ.
2. Возраст не менее 25 лет.
3. Опыт работы в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.
Состав утверждает пленум Высшего арбитражного суда.
Присяжные заседатели не избираются, определяются методом случайной выборки, из списков, сохранившихся после выборов. Из них подлежат исключению.
1. Не достигшие 25-летнего возраста.
2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость.
3. Лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными.
Затем из списков избирателей исключаются:
1. Лица, не владеющие языком, на котором ведётся следствие.
2. Травмированные
3. Престарелые
4. Военнослужащие
5. Священники
6. Руководители и заместители законодательных или исполнительных органов.
Для суда характерно разграничение полномочий между судами и судебными заседателями. При вынесении вердикта, должен быть дан ответ на три вопроса: 1) Имело ли место деяние 2) Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый 3) Виновен ли подсудимый в совершённом преступлении.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.
Судебная система - это
совокупность всех судов, действующих
на территории РФ, построенных в
соответствии с их компетенцией, определёнными
целями и задачами, п.3 ст.118 Конституции
РФ предусматривает, что судебная система
устанавливается Конституцией РФ и
федеральным конституционным
«Судебная система Российской
Федерации устанавливается
Судебная система в Конституции РФ описывается статьями 125,126,127.
Судебную систему закрепляет:
1. ФКЗ от 23 декабря 1996 “О судебной системе РФ”,
2. ФКЗ от 21 июля 1994 “О конституционном суде РФ”,
3. ФКЗ от 26 апреля 1995 “О арбитражных судах РФ”,
4. ФКЗ от 23 июня 1999 “О военных судах РФ” (Российская газета от 29 июня 1999),
5. Закон РСФСР от 8 июля 1981 “О судоустройстве РСФСР”,
6. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 “О мировых судьях в РФ”.
В РФ суды бывают двух типов:
1. Федеральные
1.1. Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).
1.2. Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ, он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за Гражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики.
1.2.1. Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды
1.2.2. Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.
1.3. Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей).
2. Суды субъектов федерации
2.1. Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).
2.2. Мировые судьи.
Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единство судебной системы обеспечивает:
1. Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.
2. Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам, закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.
3. Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.
4. Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.
5. Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.
6. Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.
7. Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.
В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.
Из приведенных