Принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.
Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.
Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

Содержание

1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правохр орг. принцыпы правосудия .docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Суд по очереди выслушивает  стороны. Решение всех возникающих  вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ )

Ст. 45 Конституции РФ :

«1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать  свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом.»

Ст. 48 Конституции РФ:

«1. Каждому гарантируется  право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный,  заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

Рассматриваемый принцип  опирается на признании трех исходных положенияй:

-       обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т.д.;

-       обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают адвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного;

-       лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязаны осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав.

Все названные и многие другие права и обязанности в  совокупности и призваны обеспечить право на защиту.

Принцип презумпции невиновности ( ст. 49 Конституции РФ :

1. Каждый обвиняемый в  совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность  не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в  законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан  доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.)

Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана, предусмотренным в федеральном  законе порядке и установлена  в законную силу приговором. Бремя  доказательства ложится на прокурора, следовательно, эти органы обязаны  при осуществлении расследования  дела всё выявить (оправдательные и  обвинительные факты).

Открытое разбирательство  дел во всех судах. ( ст. 123 Конституции РФ : 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.»).

 Суть принципа в  том , что все лица, участвующие в деле, имеют право присутствовать в зале судебного разбирательства от начала и до конца. Этого они могут быть лишены лишь в случае нарушения порядка в суде.

Граждане, желающие присутствовать при рассмотрении дела, допускаются  к этому, за исключением несовершеннолетних (до 16 лет). Также ограничен доступ в зал, если нет свободных мест.

В судебных разбирательствах могут участвовать представители  информационных организаций. Применение фото, видео, кино плёнки с разрешения председательствующего по делу, он вправе запретить применение этих средств  фиксации, если эти действия могут  затруднить ведение процесса, или  нарушать права и интересы сторон.

Исключение из принципа гласности:

1.      Открытое разбирательство дел запрещёно, если это противоречит интересам тайны государства.

2.      В арбитражных судах, если противоречит интересам охраны коммерческой тайны.

3.      Если предметом исследования становятся сведения военного характера, то они не подлежат разглашению, а также те, которые содержат служебную тайну.

4.      Закрытое разбирательство дел допускается: по делам о преступлении лиц, не достигших 16 лет; по делам о половых преступлениях; по делам, по которым необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля, или других лиц, участвующих в процессе, а также их семей и родственников.

5.      В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в деле лиц, а также обеспечение тайны усыновления.

Личная переписка и  телеграфные сообщения, могут быть оглашены только с согласия лиц, между  которыми они происходили.

Ведётся закрытое разбирательство  дел по всем правилам судопроизводства. Решения и приговоры провозглашаются  публично, но они не должны содержать  сведения, ради соблюдения тайны которых проводилось закрытое разбирательство дел. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносится определение, участники предупреждаются о недопустимости разглашения сведений, услышанных во время процесса. При рассмотрении дела в закрытом заседании могут присутствовать только его участники. По гражданскому делу: истец, ответчик,  прокурор, представители, эксперты и свидетели. По уголовным делам: подсудимый и защитник, потерпевший и его защитник, прокурор, свидетели, переводчик.

Национальный  язык  судопроизводства. ( ст. 26 Конституции РФ : «2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.» ).

Государственный язык –  русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на государственном языке. В других федеральных судах общей  юрисдикции судопроизводство осуществляется на государственном языке РФ или  языке республики, в которой проходит суд.

Участвующие в деле лица, не владеющие языком, на котором  ведётся судопроизводство, имеют  право выступать с переводчиком. Данные лица обеспечиваются переводчиком, он им переводит всё то, что было сказано в суде.

Все судебные документы суда вручаются лицам, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство,  переведёнными на их родной язык. В делах о преступлениях лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство, обязательно участие защитника (бесплатно).

Участие представителей народа в отправлении правосудия. ( ст.32 Конституции РФ : «5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.» ).

Участие в разбирательстве  судебных дел и в принятии решений  может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели районных судов избираются собранием граждан  на местах работы и жителями, открытым голосованием.

Требования к народному  заседателю:

1.      Гражданин РФ.

2.      Возраст не менее  25 лет.

3.      Безупречная репутация.

В Арбитражных судах введены  в качестве эксперимента арбитражные  заседатели, в 95 году. Требования к ним:

1.      Гражданин РФ.

2.      Возраст не менее 25 лет.

3.      Опыт работы в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.

Состав утверждает пленум Высшего арбитражного суда.

Присяжные заседатели не избираются, определяются методом случайной  выборки, из списков, сохранившихся  после выборов. Из них подлежат исключению.

1.      Не достигшие 25-летнего возраста.

2.      Имеющие неснятую или непогашенную судимость.

3.      Лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными.

Затем из списков избирателей  исключаются:

1.      Лица, не владеющие языком, на котором ведётся следствие.

2.      Травмированные

3.      Престарелые

4.      Военнослужащие

5.      Священники

6.      Руководители и заместители законодательных или исполнительных органов.

Для суда характерно разграничение  полномочий между судами и судебными  заседателями. При вынесении вердикта, должен быть дан ответ на три вопроса: 1) Имело ли место деяние 2) Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый 3) Виновен ли подсудимый в совершённом  преступлении.

 

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.

Судебная система - это  совокупность всех судов, действующих  на территории РФ, построенных в  соответствии с их компетенцией, определёнными  целями и задачами, п.3 ст.118 Конституции  РФ предусматривает, что судебная система  устанавливается Конституцией РФ и  федеральным конституционным законом :

«Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.»

Судебная система в  Конституции РФ описывается статьями 125,126,127.

Судебную систему закрепляет:

1.           ФКЗ от 23 декабря 1996 “О судебной системе РФ”,

2.           ФКЗ от 21 июля 1994 “О конституционном суде РФ”,

3.           ФКЗ от 26 апреля 1995 “О арбитражных судах РФ”,

4.           ФКЗ от 23 июня 1999 “О военных судах РФ” (Российская газета от 29 июня 1999),

5.           Закон РСФСР от 8 июля 1981 “О судоустройстве РСФСР”,

6.           Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 “О мировых судьях в РФ”.

В РФ суды бывают двух типов:

1.      Федеральные

1.1.   Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

1.2.   Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ, он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за Гражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики.

1.2.1.      Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

1.2.2.      Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

1.3.   Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей).

2.      Суды субъектов федерации

2.1.   Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

2.2.   Мировые судьи.

Совокупность указанных  судов РФ связана единством задач  по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единство судебной системы обеспечивает:

1.      Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

2.      Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам,  закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

3.      Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

4.      Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

5.      Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

6.      Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.

7.      Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.

В настоящее время в  соответствии с Конституцией и законодательством  о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными  связями, что дает основание рассматривать  каждое из звеньев судебной системы  в качестве ее элементов.

Из приведенных конституционных  положений и положений названных  законодательных актов можно  сделать два основных вывода. Они  говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Судебная палата по информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.  Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и те суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.4[4] 

Информация о работе Принципы правосудия