Принцип разделения властей: понятие, роль в построении государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении понятия и содержания принципа «разделения властей»
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
Генезис принципа «разделения властей»;
Определить понятие принципа разделения властей;
Генезис принципа «разделения властей»;
Раскрыть содержание принципа разделения властей;
Рассмотреть осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3
Генезис понятия принципа «разделения властей» 6
Возникновение теории разделения властей 6
Понятие принципа разделения властей 9
Содержание принципа разделения властей 12
Сущность принципа разделения властей 12
Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации 16
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Ерёменко.docx

— 84.26 Кб (Скачать файл)

Важная гарантия, закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, это гарантирует законодательной власти право принимать или не принимать любые законы без чьих-либо указаний.

Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти, оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем парламентская  независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой Финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами». При этом они не умаляют независимого положения Федерального «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит пункт 1 статьи 110 Конституции РФ.

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее направление в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.

Вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически - политическую значимость в организации деятельности органов исполнительной власти.

Для исполнительной ветви государственной власти характерно то, что она осуществляет свои функции посредством специального аппарата представляющего собой органы этой власти. Именно основные функции исполнительной власти могут служить научно обоснованным критерием классификации органов исполнительной власти.

Юридическая власть государства над его гражданами суверенна, но не беспредельна. Государство как в интересах гражданина и общества, так и в собственных интересах идет по пути самоограничения и устанавливает область естественных прав и свобод граждан. Причем государство, выделяя сферу прав и свобод граждан, возлагает на все ветви государственной власти обязанность защищать и охранять эти права и свободы, в том числе на исполнительную власть, где существенная роль принадлежит милиции, относительно защиты прав и свобод, что является ее задачей.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Закреплённые Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126).

Высший Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также

Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125).

В связи с принятием  России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей  в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России. 

Заключение

В результате проделанного исследования, я пришла к следующим выводам:

  • Принцип «разделение властей», выдвинутым Дж. Локком и затем развит Ш. Монтескье. Связан со школой естественного права и сыграл прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная.
  • АМПМПА
  • Сущность «разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы. Существует система сдержек и противовесов.
  • Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга.

Принцип «разделения властей» был рассмотрен мною на примере Российской Федерации, конечно, не всё идеально, как хотелось бы, но Россия развивается и совершенствуется. Надеюсь в блажащем времени принцип «разделения властей» в нашем государстве будет усовершенствован, и мы будем примером для зарубежных стран.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. http://www.consultant.ru/popular/cons/1_1.html
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2 «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 1998, №1,ст.1.
  3. Федеральный закон от 26 июня 1992 г №3132-1 «О статусе судей»

Научно-учебная литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.
  2. Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. - М., 2000.
  3. Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юрид. литер., 2000.
  5. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права : Учебное пособие. - М., 2008.
  6. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995.
  7. Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М.: Юристъ, 2002.
  8. Краснов Ю.К. Теория государства и права : Учебное пособие. - М., 2008
  9. Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Российского государства //Журнал Российского права.-2000
  10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001
  11. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007
  12. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме.- М.: Наука, 2002
  13. Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России//Государство и право. - 2000. - № 6.
  14. Симаков К.А. Модель правового государства по Конституции Российской Федерации //Гражданин и право. 2007.
  15. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: ЭЛИТ, 2000
  16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2000

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юрид. литер., 2000.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2000

4 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: ЭЛИТ, 2000

5 М.Валуев. «Исторические типы философии», М., 1992 г., стр. 36–37

6 .Л. Монтескье «О духе законов»  / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. — М.: Гослитиздат, 1955

7 См. там же

8Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Российского государства //Журнал Российского права.-2000.-№16.-С. 134.

 

9 Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России // Государство и право.-2000.-№6.-С 123.

10 Ш.Л. Монтескье «О духе законов»  / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. — М.: Гослитиздат, 1955.

11 Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. - М., 2000.

12 Конституция РФ ст.10 http://www.consultant.ru/popular/cons/1_1.html

13Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М.: Юристъ, 2002.- с 111.

14 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.-с 243.

15 Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М., 2002.- с 22.


Информация о работе Принцип разделения властей: понятие, роль в построении государственного аппарата