Принцип разделения властей в современном Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы посвящена принципу разделения властей, или, как его еще принято называть - системе «сдержек и противовесов». Тема эта весьма актуальна в современной российской действительности, так как в свете выработки конституционной и государственно-правовой доктрины взаимодействия между всеми ветвями власти, причем не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне требует к себе особого внимания и юридического осмысления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1 История развития теории разделения властей …………………………………..5
2 Принцип разделения властей в современном Российском государстве……….9
2.1 Сущность разделения властей……………………..………………………...10
2.2 Законодательная власть в Российской Федерации…………………………14
2.3 Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………17
2.4 Судебная власть в Российской Федерации…………………………………22
3 Система «сдержек и противовесов»…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Разделение Властей.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

По мнению А.Н. Котова, «разделение властей означает не буквальное        разделение единой государственной власти, а, во-первых, разграничение        полномочий разных государственных органов и, во-вторых, неподчиненность последних друг другу за рамками конституционных процедур». При этом     указывает ученый, "все ветви власти связаны между собой набором «сдержек и противовесов»8.

 

2.1 Сущность разделения властей

 

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной       власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему                         конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на     законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную,      исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее          основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации                      государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения        властей.

В юридической науке термин «разделение» применительно к                        государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения            разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения        государственной власти между федеративным государством и его                     составляющими государственными образованиями, то есть в теории                федерализма - как «разделение власти»9.

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под «разграничением властей» понимается строгое, абсолютное отделение трех    ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность «разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных   составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция   допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется                         принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации     государственной власти является важным показателем признания Россией       общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее       время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей          власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является                       равнозначным и равносильным10.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство.                  По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление               правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные                   государственные функции в более общей системе. Одним из требований                нашего времени является устранение институционального несоответствия,                          отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна      вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой   властью. Это обеспечивается:

- различными источниками формирования ветвей власти;

- различными сроками полномочий;

- степенью защиты одной власти от другой.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении            власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о                   разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского                      правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям                       государственного управления: законодательный представительный орган в                             лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество;                           исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую                    реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой                  может привести к смешению функций и в результате - к ослаблению                          авторитета власти в целом.

Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи                    считают «центром притяжения» всей государственной машины                                исполнительную власть11.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант        государства, построенного на принципе разделения властей. Институт                     президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику                   разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на                   основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не                  просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил                                 политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической                  игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу                        специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с                   англо-американской практикой, называют импичментом12.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического               развития, принцип разделения властей в современной России признан,                        конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

 

2.2 Законодательная власть  в Российской Федерации

 

Согласно современной трактовке, законодательная власть представляет собой ту составную часть государственной власти, основной сферой деятельности     которой является принятие законов, а также других правовых актов. Это означает, что главным назначением законодательной власти является                           разработка и издание новых законов. К ее задачам относится также дополнение или изменение уже существующих в государстве законов, а в определенных            условиях и случаях и отмена их. Законодательная власть  - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.  Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную.13

Свою деятельность законодательная власть осуществляет через органы                     государственной власти. При этом следует особо подчеркнуть, что их круг строго определен и ограничен конституцией каждой страны и включает в себя лишь те органы государственной власти, которые наделены соответствующими специальными полномочиями.

     Стабильность конституционного строя государства, как представляется, во многом, если не в первую очередь, зависит от устойчивого, легитимного                    положения законодательного (представительного) органа страны. Именно                 парламенту, в нашей стране -  Федеральному Собранию Российской                          Федерации, принадлежит главенствующее положение в системе всех органов государства, в функционировании всего государственного механизма, в                      реальном обеспечении принципа разделения властей. Парламент страны                    олицетворяет государство и от имени и по поручению государства имеет право принять к своему рассмотрению любой вопрос субъекта Федерации и органа, которому этот вопрос подотчетен или находится в сфере его компетенции.

Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является его право одобрять и ратифицировать заключенные правительством международные договоры и соглашения14.

Верховенство законодательного органа страны определяется и его                               полномочиями, компетенцией в решении формирования и непрерывного             функционирования других государственных органов: Правительства,                           Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.15

Пожалуй, функция Федерального Собрания формировать органы                                  государственной власти, определять их правовое положение является одной из важнейших особенностей российского парламента, подчеркивающее его                      верховенство и подотчетность только Конституции РФ.

Деятельность Федерального Собрания в качестве органа народного представительства основана на следующих принципах:

1) Конституция РФ закрепляет, что  порядок избрания депутатов                                 Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации                             устанавливаются федеральными законами. Конституция закрепляет и                      компетенцию палат Федерального Собрания;

2) депутаты Федерального Собрания  уполномочены народом, путем их                       избрания, осуществлять государственную власть;

3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия федерального                   бюджета и контроля за его исполнением;

4) Федеральное Собрание назначает  выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

5) Федеральное Собрание оказывает  влияние на деятельность Правительства возможностью выражения недоверия ему и судебной власти через дачу согласия на назначение судей высших судебных органов Российской                          Федерации.

Федеральное Собрание - парламент России является высшим                                   представительным и законодательным органом Российской Федерации.                   Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей                            компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее                         федеративным устройством. Совет Федерации является органом                                представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно для заслушивания:

- посланий Президента РФ;

- посланий Конституционного Суда РФ;

- выступлений руководителей иностранных государств.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

Информация о работе Принцип разделения властей в современном Российском государстве