Принцип разделения властей в современном Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы посвящена принципу разделения властей, или, как его еще принято называть - системе «сдержек и противовесов». Тема эта весьма актуальна в современной российской действительности, так как в свете выработки конституционной и государственно-правовой доктрины взаимодействия между всеми ветвями власти, причем не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне требует к себе особого внимания и юридического осмысления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1 История развития теории разделения властей …………………………………..5
2 Принцип разделения властей в современном Российском государстве……….9
2.1 Сущность разделения властей……………………..………………………...10
2.2 Законодательная власть в Российской Федерации…………………………14
2.3 Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………17
2.4 Судебная власть в Российской Федерации…………………………………22
3 Система «сдержек и противовесов»…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Разделение Властей.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат;  

2) связанные с организацией деятельности  палат;

3) по принятию федеральных законов.

2.2. Исполнительная власть.

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. К                         исполнительной власти так же относятся Министерства РФ, Федеральные службы РФ, Комитеты РФ16. 

Исполнительная власть - система органов государственного управления,                действующая на основе конституции и принципов разделения властей.                      Исполнительная власть имеет  универсальный, предметный и организующий характер и направлена на обеспечение законов и актов законодательной                    власти.17

Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы                  действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она                       отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак                 означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и           судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские,                          материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент                        служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной                  власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии,                              администрации, судей, органов безопасности, милиции.

Указанные признаки, особенно предметный, «силовой» характер                                       исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной                      узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными                органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы «сдержек и                     противовесов», эффективные рычаги политической ответственности как со              стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.

Таким образом, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь                   государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества.                           Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного                  порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление                                 экономических, социальных и иных функций в сфере государственного                 управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и                  гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и                    ответственность за их исполнение, Правительство издает в форме                                регламентарных актов.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность                       Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ                     Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым.

Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти, в осуществлении ее функций множеством субъектов. Особенность такого разделения заключается в том, что на нее влияет территориальное устройство Российской Федерации:

I. Принцип федерализма.

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством Российской Федерации. Согласно ст. 77 КРФ структура органов государственной власти будет следующей:

- федеральные органы исполнительной  власти РФ;

- органы исполнительной власти  субъектов РФ - республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что:

1) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами;

2) КРФ регламентирует соотношение  правовых актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. В главном концепция сводится к тому, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных  органов субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;

3) одной из правовых форм регулирования  взаимоотношений между                          федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ становится административный договор. Федеральные                      органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих                         полномочий, если это не противоречит КРФ и федеральным законам, и                       наоборот.

II. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Этот принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленной наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное                             осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках                      федеральных органов и субъектов РФ в пределах, определенных                                   законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения РФ, она несколько ослаблена в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении                   исполнительной власти определяется самими субъектами РФ.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих   органов. При этом отсутствует расщепление предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближенности его к объектам; например федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими                             территориальным органам. Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовывать ее единство в многообразии.

III. Принцип законности.

Этот принцип проявляется в том, что органы государственной власти,                    должностные лица обязаны соблюдать КРФ и иные законы. Данные требования распространяются и на субъекты РФ.

Одним из важнейших аспектов является вопрос о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. В частности законы и иные                   нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить                             федеральным законам, принятым в соответствии с КРФ. В случае противоречия между Федеральным законом и нормативно-правовых актов, созданных в РФ, действует Федеральный закон. В случае противоречия Федерального закона и нормативно-правовых актов, созданных вне пределов ведения РФ, и ее                         совместном ведении с субъектами РФ, действуют нормативно-правовые акты субъекта РФ.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо                            назначения центром местных органов исполнительной власти (местной                       администрации), либо выборных органов местного самоуправления.                         Руководство местными делами поручается назначенному представителю                   центральной власти - губернатору. Он возглавляет аппарат местного                     управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют                определенную самостоятельность по отношению к центральному органу                   исполнительной власти.

Система органов местного самоуправления включает в себя как выборные                    органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную (муниципальную),                               администрацию, содержание которой обеспечивается из местного бюджета.

 

2.4 Судебная власть в Российской  Федерации

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных                значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина.                 Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт,                   который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное.             Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему                   специальных государственных органов - судов; функциональное -                            специфическую функцию суда.

Судебная власть - реальная способность судебных органов государства                   осуществлять правосудие, основанное на нормах права и законах. Наличие сильной и развитой судебной власти является необходимым атрибутом                    правового государства.18

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть - это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак - судебная власть принадлежит только судам. О судах как        специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия,                         предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных                         мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит                  только от закона, правосознания и совести. Независимость - это не только              право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым                   попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который                предусматривает целый набор гарантий независимости судей - материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и                                самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие                              подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако                                 обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти               законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет                 судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью                             исполнительной.

Информация о работе Принцип разделения властей в современном Российском государстве