Принцип разделения властей в современном Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы посвящена принципу разделения властей, или, как его еще принято называть - системе «сдержек и противовесов». Тема эта весьма актуальна в современной российской действительности, так как в свете выработки конституционной и государственно-правовой доктрины взаимодействия между всеми ветвями власти, причем не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне требует к себе особого внимания и юридического осмысления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1 История развития теории разделения властей …………………………………..5
2 Принцип разделения властей в современном Российском государстве……….9
2.1 Сущность разделения властей……………………..………………………...10
2.2 Законодательная власть в Российской Федерации…………………………14
2.3 Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………17
2.4 Судебная власть в Российской Федерации…………………………………22
3 Система «сдержек и противовесов»…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Разделение Властей.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Пятый признак - особый процессуальный порядок деятельности судебных                органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен              законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом                           процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство - специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в                                установленной процессуальной форме. Существует несколько видов                          судопроизводства - конституционное, административное, гражданское,                        уголовное, арбитражное.

Шестой признак - подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий                    статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть - это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам - судам - для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их                          компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и                           арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную                           характеристику понятия «судебная власть».

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков:

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие                      органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ;               федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные                суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о                 судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и                        мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок                               предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить                        законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в                             компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное,                     арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с                          требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на:                              а) административно-территориальные образования (район, город, область);      б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с                    территориальными образованиями. Он может объединять несколько                            административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов,                               объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории                судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один                      судебный участок создается на 15-30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело - единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона - серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы. Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и                                    конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает                   вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами                       государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где                      федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся                        военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и                     второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся                                        обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные                               арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу                       деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение                     хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и                    имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1. мировые судьи;

2. районные суды (основное звено);

3. краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4. Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1. военные суды гарнизонов;

2. военные суды округов (флотов);

3. Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

  1. арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;
  2. арбитражные апелляционные суды;
  3. федеральные арбитражные окружные суды;
  4. Высший Арбитражный Суд РФ.  

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции - это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела - вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского - о доказанности или недоказанности иска и                     правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды                   первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

В связи с принятием России в Совет Европы - юрисдикция                           Европейского Суда стала распространяться  и на территорию России. Это                 теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан,                     конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Но пока создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов является  одной из важнейших задач России19.

 

3 Система «сдержек и противовесов»

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства.

Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как        гарант КРФ, а также как гарант прав и свобод человека и гражданина. В             установленном КРФ порядке Президент принимает меры «по охране               суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной            целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Согласно со своими полномочиями                     Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя                     Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование                         Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент                     выполняет функции, которые в основном являются                                                         исполнительно-распорядительными.

Но Президент в своей деятельности руководствуется КРФ и Федеральными               законами (его указы и распоряжения не должны противоречить КРФ и                      федеральным законам). Институт Президентства не может по своей власти          стоять выше Парламента. В то же время законодательная и судебная власть РФ подчиняется КРФ и федеральным законам.

В формально-юридическом плане это означает, что суд, как и законодательная власть, являются самостоятельными ветвями по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу, они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.

Реально же, как показывает опыт практического функционирования властей, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности, государственные власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается исполнительной и законодательной властей. В                   отношениях между ними доминирует президентская (исполнительная) власть.

Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:

- право роспуска Государственной  Думы;

- право назначения выборов в Государственную Думу;

- право на внесение законопроектов в Государственную Думу;

- право «вето» на принимаемые законы.

В то же время законодательная власть обладает рычагами обратного                            воздействия:

- полномочия Государственной Думы  в решении вопроса о доверии                         Правительству РФ;

- право Совета Федерации на  основании выдвинутого Государственной  Думой обвинения решить вопрос об отстранении его от должности.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность                       Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ                   Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым. Однако потерпевшее поражение                    Правительство (в целях уравновешивания властей), может, не выходя в                    отставку, прибегнуть к досрочному роспуску Парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Предусмотрена возможность привлечения главы государства к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется Государственной               Думой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции Верховного         Суда РФ и Совета Федерации.

Информация о работе Принцип разделения властей в современном Российском государстве