Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:19, курсовая работа
Тема работы посвящена принципу разделения властей, или, как его еще принято называть - системе «сдержек и противовесов». Тема эта весьма актуальна в современной российской действительности, так как в свете выработки конституционной и государственно-правовой доктрины взаимодействия между всеми ветвями власти, причем не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне требует к себе особого внимания и юридического осмысления.
Введение………………………………………………………………………….......3
1 История развития теории разделения властей …………………………………..5
2 Принцип разделения властей в современном Российском государстве……….9
2.1 Сущность разделения властей……………………..………………………...10
2.2 Законодательная власть в Российской Федерации…………………………14
2.3 Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………17
2.4 Судебная власть в Российской Федерации…………………………………22
3 Система «сдержек и противовесов»…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве абсолютного большинства современных государств как непременный атрибут правового демократического государства. Концепция разделения властей предполагает дифференциацию основных государственных управленческих функций на три основные: законодательные, исполнительные и судебные, осуществляемые органами государственной власти, как правило, соответствующего профиля: парламентом, правительством и судебными органами.
В наши дни конституционная система — это, по сути, демократическая система. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив.
Одним из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия, является система разделения властей, обеспечивающая сдержки и противовесы в отношении друг друга. Такая позиция основывается на том факте, что в любом государстве существуют некие фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно. Следовательно, государственную власть следует разделить на несколько сфер, или ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функциями.
В соответствии с этой установкой современная политическая демократия строится на принципе разделения власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви власти. Каждая из них обладает собственными специфическими функциями. Более или менее четко фиксируется, как формируются эти ветви, как они взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются и т.д.
В последнее время в отечественной юридической литературе высказываются мнения о появлении новых «ответвлений» государственной власти - контрольной, прокурорской, президентской и иных. Подобное выделение дополнительных ветвей власти позволяет говорить или о сложности организации системы власти современного государства или о неспособности известной триады (трех властей) сбалансировать взаимоотношения высших органов государственной власти20.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской
2. Гражданский Кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013 // Собрание
Законодательства Российской
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; 2012. № 49. Ст. 6752.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1; 2013. № 8. Ст. 717.
5. Афонина И.А. Политология: конспект лекций. – М.: Зерцало, 2007.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2007.
7. Валуев М.В. Исторические типы философии. - М.: Знания, 2007.
8. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История
политических и правовых
9. Клименко А. В., Румынина В А. Экзамен по обществознанию: учебное пособие. – М.: Зерцало. 2001.
10. Козырев А.А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Российская академия социальных наук. 2008.
11. Комкова Г.Н. Конституционное право России: учебник. - М.: Зерцало, 2005.
12. Косов Р. В. Теория разделения властей: учебное пособие. - Тамбов: ТГТУ, 2008.
13. Нерсеянц В.С. История политических и правовых учений/: учебник. - М.: Юристъ, 2007.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных организаций. - М.: АСТ, 2003.
15. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2004.
16. Чиркин М.И. Основы государственной власти: учебник. - М.: Юристъ, 2007.
17. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф., Политика и право: учебник. – М.: Высшая школа. 2005.
18. Авдеев Д.А. Принцип разделения властей как способ организации власти //Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича.Т., 2008. С. 116-119.
19. Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 9. - С. 14-18.
20. Воробьева Е.В. Судебная власть в системе разделения властей (международный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2011. - N 4. - С. 3-8.
1 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2004. С. 353.
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных организаций. - М.: АСТ, 2003. С. 115.
3 Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юристъ, 2003. С. 251.
4 Воробьева Е.В. Судебная власть в системе разделения властей (международный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2011. - N 4. - С. 3.
5 Нерсеянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. - М.: Юристъ, 2007. С. 385.
6 Черниловский Указ. соч. С. 128.
7 Валуев М.В. Исторические типы философии. - М.: Знания, 2007. С. 240.
8Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 9. - С. 15.
9 Косов Р. В. Теория разделения властей: учебное пособие. - Тамбов: ТГТУ, 2008. С. 248.
10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2007. С. 94.
11 Козырев А.А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Российская академия социальных наук. 2008. С. 17.
12 Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф., Политика и право: учебник. – М.: Высшая школа. 2005. С.115
13 Клименко А. В., Румынина В А. Экзамен по обществознанию: учебное пособие. – М.: Зерцало. 2001. С. 163.
14 Исаев И. А., Золотухина М. Н. Указ. соч. С. 155.
15 Комкова Г.Н. Конституционное право России: учебник. - М.: Зерцало, 2005. С. 258.
16 Чиркин М.И. Основы государственной власти: учебник. - М.: Юристъ, 2007. С. 85.
17 Афонина И.А. Политология: конспект лекций. – М.: Зерцало, 2007. С. 96.
18 Афонина И.А. Указ. соч. С.132
19 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 352.
20Авдеев Д. А. Принцип разделения властей как способ организации власти //Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича.Т., 2008. С. 116.
Информация о работе Принцип разделения властей в современном Российском государстве