Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирования уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Безработица как социально-экономическое явление …………….. 7
1.1. Сущность безработицы …………………………………………….. 7
1.2. Формы безработицы и их специфика ……………………………... 8
1.3. Причины безработицы в переходной экономике ………………… 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы …………... 15
1.5. Пути преодоления безработицы …………………………………… 17
Глава II Проблемы безработицы в России ………………………………….. 22
2.1. Экономические реформы и рынок труда …………………………. 22
2.2. Особенности безработицы в России ………………………………. 24
2.3. Основные демографические группы безработицы в регионах России ………………………………………………………………..
26
2.4. Государственная защита населения в условиях безработицы …... 29
Заключение ………………………………………………………….. 32
Глоссарий …………………………………………………………… 37
Список литературы ………………………………………………… 38
Приложения ………………………………………………………… 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов  исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Очевидно, чем более  оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение работников в  целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

В то же время для решения  долгосрочных стратегических задач, связанных, в частности, с формированием  оптимальной региональной производственной специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики, решение методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и региональным условиям.

Своеобразие ситуации, сложившейся  перед этапом стабилизации, состоит  в том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

БАБЛ

(англ. bubble — пузырь) — жарг.: безуспешная операция; обанкротившееся предприятие.

1

ДЕНЬГИ

особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

2

БЕЗРАБОТНЫЙ

человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового  дохода по независящим от него причинам.

3

МАКРОЭКОНОМИКА

(от греч. macros — большой и экономика)  — часть, раздел экономической  науки, посвященный изучению крупномасштабных  экономических явлений и процессов,  относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.

4

ОБОРОТ КАПИТАЛА

циклическое движение, кругооборот капитала, скорость которого измеряется временем прохождения одного полного цикла.

5

НАЛОГ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ

налог, взимаемый с эмитентов  акций, облигаций и других ценных бумаг, а также налог на биржевые сделки.

6

ЭМИТЕНТ

любой орган или организация (государственный банк, финансово-кредитное учреждение, предприятие, компания), выпускающие в обращение деньги и ценные бумаги, производящие эмиссию.

7

ИНВЕСТИРОВАНИЕ

вложение средств, капитала в программы, проекты, предпринимательское дело, имущественные объекты, ценные бумаги.

8

ЛАБИЛЬНОСТЬ

(от фр. labile — неустойчивый) —  свойство экономических величин,  показателей, проявляющееся в  их нестойкости, податливости, изменчивости.

9

ПАГАМЕНТ

платеж наличными деньгами.

10

ПАТЕНТ

(от лат. litteral patentes — грамота, patens — открытия) — документ, свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения.

11

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой.


 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Автономов В.С. Введение в экономику – М.: Вита-пресс, 2000

2. Булатов А.С. Экономика – М.: Юристъ, 1999

3. Видяпин В.Л. Экономическая теория – М.: Инфра-М, 1999

4. Зверева Н. Безработица и политика занятости - Федерализм , 2000, №1

5. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.: Юристъ, 2000

6. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости – М.: Инфра-М, 1999

7. Носова С.С. Экономическая теория – М.: «Владос», 2000

8. Осакин В. Челябинская область: как достичь равновесия на рынке труда - Человек и труд, 2000, №11

9. Организация работы центра занятости: сборник нормативных документов – М.: Федеральная служба занятости, 1994

10. Соловых И.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н. Экономическая теория – М.: Талант, 1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Доля демографических  групп безработных (в %) в общей  численности

безработных по типам  регионов России, 1992 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Доля демографических  групп безработных (в %) в их общей

численности по типам  регионов России, 1997г.




Информация о работе Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирования уровня безработицы