Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:03, курсовая работа
Понятие системы пришло в юриспруденцию из философии, где под ним подразумевалось нечто ценное, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Введение этого понятия потребовалось римским юристам для того, чтобы свести в единое целое разрозненные нормы права, существовавшие в Древнем Риме.
От того как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут соответствовать действительности зависит нормальная жизнь общества и государства, а следовательно изучение системности права и законодательства приобретает практическое значение. В жизни человека возникают самые различные интересы, связанные с его многообразными потребностями. Можно выделить отдельные группы таких интересов: трудовые, семейные, имущественные
Введение . 2
1. Толкование права: понятие и способы.
1.1. Понятие толкования права. 4
1.2. Способы толкования права. 8
2. Виды толкования права: официальные и неофициальные.
2.1. Официальное толкование права. 14
2.2. Неофициальное толкование права. 17
3. Пробелы в праве и способы их преодоления.
3.1.Пробелы в праве. 19
3.2. Способы преодоления пробелов в праве. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
Право есть комплекс - составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.
Уровни правовой системы: субъектно-сущностный;
интеллектуально-
Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
На интеллектуально-
Исследование нормативно-
Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.
Организационно-деятельностный
уровень охватывает все юридически
оформленные связи и отношения,
формы реализации права, различные
виды правового поведения людей,
правотворческую и
2. Отрасли права: понятие,
структура, критерии
2.1. Понятие отрасли права.
Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
Наиболее крупное, основное подразделение системы права; совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих самостоятельную, качественно своеобразную сферу общественных отношений, требующих особой, юридически автономной регламентации.
Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются наряду с правовыми институтами также на подотрасли права.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:
1) на профилирующие, базовые
отрасли. К этому виду
2) специальные отрасли,
в рамках которых правовые
режимы изменены и
3) комплексные отрасли,
отличительным признаком
Кроме этого отрасли права
можно разделить на: материальные
(регулируют непосредственно общественные
отношения) и процессуальные (регламентируют
порядок правового
К материальным относятся:
Конституционное право. Занимает
центральное место среди
Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – Гражданский кодекс РФ.
Уголовное право. Регулирует
общественные отношения, связанные
с борьбой с преступностью
– системой наиболее общественно
опасных правонарушений и правонарушителей
(определение общих понятий
Семейное право. Регулирует юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т.д.). Метод диспозитивный. Главный источник СК РФ.
К процессуальным относятся:
Гражданско-процессуальное
право. Предмет правового
Уголовно-процессуальное право.
Регулирует процедуру (процесс) осуществления
уголовного судопроизводства (порядок
привлечения к уголовной
Отрасль права - это главное
подразделение системы права, отличающееся
специфическим режимом
Отрасль права содержит полный
набор юридических средств, призванных
обеспечить эффективное действие как
отрасли в целом, так и каждого
ее компонента на уровне правовых институтов
и конкретных норм права. При этом
для каждой отрасли характерен специфический,
только ей присущий набор юридических
средств правового
Каждая отрасль объединяет
такие правовые нормы, которые регулируют
особый, качественно определенный вид
общественных отношений, объективно требующий
специфической правовой регламентации.
Объединение правовых норм в отрасли
права происходит в силу объективных
причин, не зависящих от усмотрения
правотворческих органов. Главным
фактором, обусловливающим отличие
одной отрасли права от другой,
является своеобразие общественных
отношений, которые регулируются этими
отраслями права. Отношения, регулируемые
нормами различных отраслей права,
отличаются друг от друга своим содержанием,
конкретными целями и задачами. Так,
нормы административного права
регулируют отношения, связанные с
исполнительными функциями
Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.
Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права.
2.2. Структура отрасли права, критерии обособления.
Критериями обособления
отраслей права в его структуре
принято считать предмет
Предмет правового регулирования отрасли права - это обособленная область общественных отношений, которая нуждается в урегулировании нормами данной отрасли. Предмет правового регулирования составляет материальный критерий подразделения единого права на его структурные составляющие. Он не зависит от усмотрения законодателя, имеет объективное содержание: имущественные и личные неимущественные отношения в гражданском праве, жилищные отношения в жилищном праве, трудовые отношения в трудовом праве и др.
Если предмет правового регулирования образует материальный критерий обособления отраслей права, то метод правового регулирования становится юридическим критерием, складывающимся под влиянием законодателя. Правовой метод, поэтому характеризуется набором правовых средств, инструментов, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения в определенном направлении развития.
Различие методов правового регулирования обусловливаются:
а) особенностями возникновения субъективных прав и юридических обязанностей из закона, деяния, договора;
б) юридическим положением субъектов в правоотношениях — по субординации, как автономные стороны;
в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических обязанностей - соблюдение, исполнение, применение норм права;
г) разными способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный) с использованием различных санкций.6
Среди профилирующих методов
правового регулирования
Императивный метод
Диспозитивный метод возобладает в гражданском, предпринимательском праве и др. отраслях права, в которых субъекты автономны, а нормы права действуют на случай, если стороны сами не определили объем прав и обязанностей; Диспозитивный метод нередко конкретизуется, дополняется методами рекомендаций, стимулирований, ограничений.7
3. Международное и внутригосударственное право: аспекты взаимодействия.
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Нормы международного права создаются в результате соглашения между его субъектами - суверенными государствами и содержатся в многосторонних межгосударственных договорах. Также они формируются в виде международных обычаев. Общепризнанные нормы и принципы международного права также являются обязательными для субъектов международного права; большинство из них закрепляются в международных договорах и обычаях. К источникам этого вида права в определенных случаях относятся также решения и постановления международных организаций, решения международных судов, а также те нормы национального права, которые трансформированы в нормы международного права.
Основу международного права составляет принцип равенства его субъектов: оно в равной мере служит всем государствам независимо от их государственного или политического устройства. Главной его функцией является установление общих критериев деятельности государств в различных сферах международных отношений - политической, экономической, военной, культурной и др., в которых осуществляется международное сотрудничество. Нормы международного права обеспечивают согласованность национальных и межгосударственной правовых систем, институциональное взаимодействие государств и международных организаций, нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека (в рамках международного гуманитарного права), определяют правила принятия согласованных и совместных решений, использования процедур рассмотрения международных споров и разрешения конфликтов.
Информация о работе Пробелы в праве и способы их преодоления