Проблемы реализации принципов права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем.
В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы.
Смысловое значение слова "принцип" в русском языке - "руководящее начало" или "основополагающая идея".1

Содержание

Введение …………....................................................................................... 3
1. Принципы права: понятие и значение ………………………………... 5
2. Классификация принципов права …………………………………… 14
2.1 Характеристика общеправовых принципов российского права ……..17
3. Проблемы реализации принципов права ………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………… 32
Литература ….……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП Переделанная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Другая серьезная проблема, с  которой приходится сталкиваться  в процессе применения права, связана с неясным либо противоречивым изложением одного и того же принципа права, с разночтениями между конституционными формулировками и отраслевым законодательством. В этом опять можно было бы упрекнуть законодателя, однако справедливости ради следует отметить, что и специалисты не всегда могут достичь согласия по ряду вопросов. Возьмем, скажем, принцип законности. В теории государства и права неоднозначно решается вопрос о том, предполагает ли законность соблюдение всех нормативно-правовых актов или только законов в узком смысле этого слова. Одна группа ученых исходит из того, что понимание законности как исполнения всех нормативных правовых актов, всех норм права объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства государства. Закон обладает такими свойствами, которые присущи только ему и которые наделяют закон высшей юридической силой и позволяют занять высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. «Законность есть исполнение закона и только закона» (Н.В. Витрук). Другие же специалисты полагают, что законность не является произвольно устанавливаемым государством требованием соблюдать ту или иную часть его нормативно-правовых установлений. Содержание принципа законности как одного из оснований механизма правового регулирования определяется объективными свойствами права, его норм и, прежде всего, их таким свойством как общеобязательность. Законность, по существу, есть лишь особая форма выражения общеобязательности права и основанных на нем индивидуальных актов применения права в сфере предметно-практической правовой деятельности. Государство может и обязано требовать неукоснительного исполнения норм права потому, что без обеспечения одного из основных свойств права - общеобязательности - в обществе никакого права, правового регулирования не будет. Принимаемые ими законы и иные нормативно-правовые акты будут значить для общества и участников правоотношений не более чем благие пожелания и ни к чему не обязывающие рекомендации. Все компоненты правового регулирования, обладающие свойством общеобязательности, подлежат неукоснительному исполнению в фактической деятельности, на уровне конкретных отношений. Следовательно, нормативно-правовую базу законности составляют не только законы, а вся совокупность действующих в обществе норм права и основанных на них правоприменительных актов. Иначе оказывалось бы, что правоприменительные акты можно не исполнять, а меры государственного принуждения к их нарушителям игнорировать, считая их голым произволом, нарушением Конституции.

Традиционно спорным является и вопрос о субъектах законности: относятся ли к ним все субъекты права или только должностные лица. Одни авторы полагают, что нельзя по общественной опасности сравнивать несоблюдение законов со стороны граждан и должностных лиц. Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан от юридической ответственности за любое правонарушение. Поэтому требование соблюдения законности относится, в первую очередь, к должностным лицам. Сторонники противоположной точки зрения настаивают на том, что принцип законности является всеобщим и распространяет свое действие и свои требования на всех и не содержит каких-либо изъятий. «Законность едина, и она одинаково обязательна для всех - и для органов власти, и для граждан» (М.С. Строгович). Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, было бы неправильным считать неисполнение закона гражданином правонарушением, а должностным лицом - нарушением законности. Единство законности означает, прежде всего, выравнивание существующего правового регулирования независимо от различных правовых актов, субъектов права и характера объектов воздействия. Речь идет о стремлении к социально-правовому равенству, которое предполагает, что ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ или ограничений. Принцип законности - это принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, предпринимательских структур, должностных лиц и граждан, который требует соблюдения норм права.

Как правило, дополнительных уточнений требуют и другие принципы права.

Таким образом, если ученым непросто достичь консенсуса в вопросе выявления принципов права и уяснения их содержания, то для правоприменителя, зачастую обладающего не слишком высоким уровнем правовой культуры, тем более непросто решить эту задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования понятия и классификации принципов права можно сделать следующие выводы.

В генетическом аспекте принципы права характеризуются смешанной социально-юридической природой и являются результатом отражения как общесоциальных, так и специфических его закономерностей.

В гносеологическом плане они выступают особыми юридическими понятиями, адекватно выражающими сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания.

С онтологической позиции принципами права являются основополагающие идеи, закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях.

В функциональном аспекте принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и противоречивости. На основании изложенного можно предложить и следующее общее определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).

Общие принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Нормативно-правовые акты

 

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) // РГ. –  № 189. – 10.12.1998 г.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16.12.1966 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1976. - № 17(1831). - Ст. 289.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1976. - № 17(1831). - Ст. 291.
  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (изм. от 30.12.2008 г.) // РГ. –  № 237. – 25.12.1993.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (изм. от 09.02.2009 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.02.2009 г.) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
  7. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (изм. от 05.02.2007 г.) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447.

 

2. Научная и учебная литература

  1. Алексеев С.С. Теория права и государства. - М.: Издательство Норма, 2001. – 272 с.
  2. Комаров С.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1999. – 450 с.
  3. Лазарев В.В. Теория права и государства. - М.: Издательство Норма, 2004. – 603 с.
  4. Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2000. – 250 с.
  5. Малько А.В. Теория права и государства. - М.: Издательство Норма, 2002. – 250 с.
  6. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2003. – 600 с.
  7. Никонов А.А. Принципы права // Право. – 2003. - № 5. – С. 1-9.
  8. Общая теория государства и права / Под ред. В.Н. Синкжова. – М.: Норма, 2005. – 700 с.
  9. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юристъ, 2002. – 592 с.
  10. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - М.: Издательство Норма, 2000. – 616 с.
  11. Теория государства и права / Под ред. О.И. Цыбулевского.- М.: Юристъ, 1999. – 672 с.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 1998. –     980 с.

 

 

 

 

 

 

1 Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2003. – С. 125.

1 Теория государства и права / Под ред. Корельского В. М., Перевалова В. Д. М.: Издательство Норма, 2000. – С. 116.

2 Лазарев В.В. Теория права и государства. - М.: Издательство Норма, 2004. – С. 183.

1 Комаров С.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1999. – С. 59.

2 Никонов А.А. Принципы права // Право. – 2003. - № 5. – С. 1.

1 Никонов А.А. Принципы права // Право. – 2003. - № 5. – С. 3.

1 Малько А.В. Теория права и государства. - М.: Издательство Норма, 2002. – С. 201.

1 Конституция Российской Федерации (изм. от 30.12.2008 г.) // РГ. –  № 237. – 25.12.1993.

 

1 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (изм. от 05.02.2007 г.) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447.

 

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (изм. от 09.02.2009 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.

 

1 Алексеев С.С. Теория права и государства. - М.: Издательство Норма, 2001. – С. 71.

2 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юристъ, 2002. – С. 98.

3 Общая теория государства и права / Под ред. В.Н. Синкжова. – М.: Норма, 2005. – С. 236.

 

1 Теория государства и права / Под ред. О.И. Цыбулевского.- М.: Юристъ, 1999. – С. 192.

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 1998. – С. 83.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.02.2009 г.) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

 

1 Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2000. – С. 56.

1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) // РГ. –  № 189. – 10.12.1998 г.

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16.12.1966 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1976. - № 17(1831). - Ст. 289.

1 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1976. - № 17(1831). - Ст. 291.

 

1 Комаров С.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1999. – С. 96.


Информация о работе Проблемы реализации принципов права