Проблемы юридических фактов в правоприменении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Юридическими фактами признаются факты реальной действительности, с которыми действующие законы и правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений .

Корни понятия «юридический факт» уходят в глубь истории юридической науки. В римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. Общее понятие юридического факта римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематизацией римского права его позднейшими исследователями.

Содержание

Введение

1. Сущность и виды юридических фактов

1.1 Понятие юридического факта

1.2 Функции юридических фактов

2. Классификация юридических фактов

2.1 Виды юридических фактов

2.2 Сложные юридические факты, юридические составы

3. Проблемы юридических фактов в правоприменении

3.1Определение места юридических фактов в общей концепции правового регулирования

3.2 проблемы юридических фактов в правоприменительном процессе

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

 

  Основная функция.  Главная задача, выполняемая юридическими  фактами в правовом регулировании-  обеспечение возникновения, изменения,  прекращения правовых отношений.  Каждый юридический факт вызывает  либо правообразующие, либо правоизменяющие,  либо правопрекращающие правовые  последствия. Отправным, ведущим  элементом механизма правового  регулирования выступают юридические  нормы. Именно норма права содержит  общую (абстрактную) программу  (модель) поведения субъектов, рассчитанную  на неопределенный круг лиц  и неопределенное число случаев  реализации. Другим элементом механизма  правового регулирования выступает  правоотношение- конкретная модель  поведения для конкретных субъектов,  программа действий в определенной  социально- юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают  переход от общей модели прав  и обязанностей к конкретной. В этом- основная задача, главная  функция юридических фактов в  механизме правового регулирования.  Обеспечивая надежное возникновение,  изменение, прекращение правовых  отношений, юридические факты  способствуют тем самым стабильному  и надежному функционированию  всей системы правового регулирования.

 

  Дополнительные функции.  Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть  «нагружены» рядом дополнительных  функций. Так, в некоторых случаях  юридические факты выполняют  функцию гарантии законности. Существуют  юридические факты, которые связаны  особо важными участками правового  регулирования, на которых покоится  повышенная ответственность за  состояние законности. Имеются в  виду, основание для отказа в  приеме искового заявления (статья 129 ГПК РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (статья 5, 108 УПК РСФСР), обстоятельства, исключающие преступность деяния (статья 37 – 42 УК РФ) и другие. Эти юридические факты- своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.

 

 Другая дополнительная  функция юридических фактов связана  с предварительным воздействием  норм права на общественные  отношения. В области права  люди не только ориентируются  на правовые последствия, но  и учитывают юридические факты,  которые эти последствия обусловливают.

 

 К специальным функциям  юридических фактов относятся:  правопорождающая (факты могут вызывать  наступление правовых последствий), правопрепятствующая, когда наличие  некоторых юридических фактов  тормозит наступление последствий  (ст. 20 КЗоТ РФ), правоуничтожающая  (т.е. аннулирование юридического  значения обстоятельств: ст. 137 КЗоТ  РФ) и правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских  прав при изменении поведения,  образа жизни и (или) отношения  к воспитанию ребенка. Юридические  факты, таким образом- не пассивный  элемент механизма правового  регулирования. Установление тех  или иных юридических фактов  может использоваться и реально  используется законодательством  как средство воздействия на  поведение субъектов.

 

2. Классификация юридических  фактов

 

2.1 Виды юридических фактов

 

 Юридические факты  многочисленны и разнообразны. Они  могут быть классифицированы  по различным основаниям.

 

 Выделяют юридические  факты:

 

 • право образующие

 

 • право изменяющие

 

 • правопрекращающих

 

 • право подтверждающие (обоснованные факты)

 

 • правовостанавливающие

 

 Наиболее распространенным  критерием классификации является  волевой признак. В соответствии  с ним все юридические факты  делятся на действия и события.

 

 Действия представляют  собой юридические факты которые  полностью зависят от воли  лиц являющихся участниками правовых  отношений.

 

 Деяния (действия и  бездействия) могут быть правомерными  и противоправными. В свою очередь,  правомерные факты подразделяются  на юридические акты и юридические  поступки, а противоправные - на правонарушения  и объективно противоправные  юридические факты.

 

 Юридические поступки - это поведение людей в рамках  существующих правоотношений (например, выполнение работы).

 

 Юридические акты - это  внешнее, документальное выражение  решения людей, направленное на  достижение какого-либо правового  результата. Юридические акты делятся  на сделки и административные  акты. Сделки порождают только  гражданско-правовые последствия,  административные акты могут  порождать ещё и административные  последствия.

 

 По связи с волей  субъекта юридические факты могут  быть классифицированы на события  (появление которых объективно  не зависит от воли сторон  правоотношения) и деяния (появление  которых связано с волей хотя  бы одного из участников правоотношения).

 

 События могут быть  абсолютными и относительными. Абсолютные  события не зависят от действий  человека (стихийные бедствия, падение  метеорита, вспышка на солнце  и т. д.), тогда как относительные  события зависят от участников  данных правоотношений. то есть  возникают по воле субъектов.

 

 Сложные, комплексные  факты, когда для возникновения  определенного правоотношения требуется  не одно, а несколько условий  (совокупность юридических фактов), называют юридическим составом.

 

 Юридические действия - сложный и многоплановый объект  классификации. Уложить в единую  классификационную схему разнообразные  проявления деятельности субъектов  советского права далеко не  просто. В научной и учебной  литературе используется ряд  делений правомерных юридических  фактов-действий: по субъекту (действия  граждан, организаций, государства); по юридической направленности (юридические  акты, юридические поступки, результативные  действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично,  через представителя); по способу  выражения и закрепления (молчанием,  жестом).

 

  Юридическое событие-  это обстоятельство, не зависит  от воли и сознания человека.

 

 Правовое регулирование  не может не отражать того  обстоятельства, что в жизни объекта,  в деятельность коллективов и  граждан порой вторгаются факторы  стихийного характера. Подобные  обстоятельства учитываются, в  частности, путем закрепления  в законодательстве юридических  фактов-событий. Юридические события  самостоятельно и в сочетании  с другими юридическими фактами  вызывают возникновение правоотношений, влекут изменение прав и обязанностей, прекращают правовые отношения.  Хотя и бывают случаи, когда  они связаны с волей, но правовые  нормы в рамках данного правоотношения  не принимают такую связь во  внимание.

 

  В основном, юридические  факты-события есть природные  явления. Даже если они, так  или иначе, вызваны волей человека (поджог), то юридические нормы  в рамках правоотношений связывают  правовые последствия не с  неправомерными действиями, а с  последующим процессом развертывания  результатов. В частности, каковы  бы ни были причины пожара (поджог, неправильное использование электроприборов  или удар молнии), он представляет  собой естественный процесс уничтожения  имущества и в этом качестве  слабо зависит от воли человека. В рассматриваемом случае значение  юридического факта придается  именно пожару, а не поджогу.

 

  Хотя события и не  зависят от воли, но их наступление  или не наступление может иметь  существенное значение для развития  правоотношений, в частности оказывать  определенное влияние на человеческое  поведение. Так, если гражданин  не уверен в том, что наследование  по закону будет справедливым  в отношении его наследников,  то он может написать завещание,  обозначив в нем тех, кому  он считает нужным оставить  свое состояние. Таким образом,  события могут быть предусмотрены  и могут оказывать влияние  на возникновение и динамику  правоотношений.

 

  Не всякое событие  может быть названо юридическим  фактом. Юридически значимое событие  существует только в тех случаях,  когда «пересекаются» независимые,  причинно обусловленные процессы. Например, наводнение является закономерным  результатом цепи природных процессов.  В этом заключается одна из  причинных линий в явлении.  Но наводнение никогда не станет  юридическим фактом, если не будет  «пересечено» другой причиной. Например, ст. 146 1-ой редакции проекта УПК  РФ указывает, что обвиняемый, находящийся на свободе, обязан  явиться по вызову следователя  в назначенный срок; среди уважительных  причин неявки указываются стихийные  бедствия, к которым и относится  наводнение. Следовательно, событие  выступает как сложный по структуре  юридический факт, включающий элементы  закономерного и случайного, объективного  и субъективного. В составе  этого факта можно выделить  признаки, относящиеся как к одной  причинной цепи (наводнение), так  и к другой (явка по вызову  следователя). Таким образом, событие  представляет собой пересечение  независимых причинных цепей.

 

 События подразделяются  относительные и абсолютные.

 

 Относительные- это  такие обстоятельства, которые возникли  в результате деятельности людей,  но в данных правоотношениях  выступают независимо от вызвавших  их причин. Примером является  пожар, который произошел по  вине человека, действовавшего умышленно  или по неосторожности.

 

 Абсолютные- это явления,  которые не вызваны волей людей  и не выступают в какой-либо  зависимости от нее (землетрясение,  наводнение, рождение или смерть  человека).

 

  События занимают зависимое  и починенное положение по  отношению к действиям.

 

2.2 Сложные юридические  факты, юридические составы

 

 Отражение в праве  общественных отношений - далеко  не простой процесс. Конкретная  социальная ситуация представляет  собой подчас переплетение элементов  объективного и субъективного,  закономерного и случайного. Поэтому  в качестве юридических фактов  выступают не только простые  фрагменты социальной действительности. но и сложные ее "срезы", В  результате в правовом регулировании  появляются сложные юридические  факты - такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из  нескольких юридически значимых  сторон (признаков).

 

 Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает  в себя как субъективный элемент  - "способность гражданина своими  действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их", так и объективный элемент - возраст. Типичный при мер сложных по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.

 

  Сложные юридические  факты, например, местожительство,  безвестное отсутствие, недееспособность  и др.) помогают охватить многосторонние  социальные ситуации, способствуют  повышению системности в правовом  регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве  и др.) использование сложных юридических  фактов объективно необходимо  и неизбежно. Вместе с тем  можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты  порождены недостаточной дифференцированностью  правового регулирования. Так,  ст. 1 Водного кодекса Российской  Федерации определяет загрязнение  водных объектов как "сброс  или поступление иным способом  в водные объекты, а также  образование в них вредных  веществ, которые ухудшают качество  поверхностных и подземных вод,  ограничивают использование либо  негативно влияют на состояние  дна и берегов водных, объектов" Таким образом, под "загрязнением" закон понимает как умышленные  действия ("сброс"), так и неумышленные ("поступление иным способом"), а также события, возникшие  случайно, хотя и в связи с  его деятельностью человека, но  без его прямого умысла образование  вредных веществ. Базируясь на  достигнутом уровне интеграции  и дифференциации правового регулирования,  компетентный правотворческий орган  должен в каждом конкретном  случае нащупать меру сложности  юридических фактов, выбрать оптимальную  форму их закрепления в законодательстве.

 

 Сложные юридические  факты не следует смешивать  с фактическими составами. Фактический  состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических  фактов, необходимых для наступления  правовых последствий (возникновения,  изменения, прекращения правоотношения) .

 

 От сложного юридического  факта фактический состав отличается  тем, что состоит из разнородных  юридических фактов. В ряде случаев  для юридической полноценности  фактического состава необходимо  не только наличие всех элементов  - юридических фактов, но и строгое  соблюдение порядка их "накопления" в фактическом составе.

Информация о работе Проблемы юридических фактов в правоприменении