Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

4. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

сущность государства.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Теперь необходимо раскрыть общие закономерности возникновения государства.

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт — государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти, и чем более явно осуществляет его господство.

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно».*

Если общественное производство в результате тысячелетней эволюции пришло к частной собственности, то для всех других областей организации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства — это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т. е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения — базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.


Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно и; этого положения сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбу классов. Государство есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.

Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно-общинного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество находится на переходной стадии. И лишь в ходе длительной эволюции преодолеваются черты первобытного строя и утверждаются характеристики, присущие рабовладению или феодализму. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство.

Развитие российского общества шло по пути постепенного распада общинно-родового строя, формирования феодальных отношений класса феодалов — крупных земельных собственников, и класса феодально-зависимых крестьян, т. е. эксплуататоров и эксплуатируемых. Вместе с расслоением на классы возникает и борьба между ними, приведшая, в конце концов, к возникновению феодального государства.

Расселение населения по более обширной территории, связанные с этим войны с соседними государствами лишь ускорили данный процесс. Однако не следует считать войны причиной возникновения государства. Войны — следствие классового расслоения, происходящего внутри общества.

Возникновение государства повсеместно происходило как перерождение родоплеменной организации в государственную, но процесс этот по длительности у разных народов неодинаков. Ф. Энгельс подчеркивает: «...родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудия народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа»*.

С возникновением племен общественная власть приобретает новые функции: наделение землей, ее перераспределение.

Древняя вражда родов и племен вырождается в систематический грабеж. Усложнение функций племен постепенно приводит к изменениям в органах управления.

Прежде всего, возвышается военный вождь, а вместе с ним и знатные семьи, представители которых стали занимать руководящие должности в родах и племенах. Так возникала родовая наследственная аристократия.

Этот слой от поколения к поколению укреплял свое положение. Военный грабеж, порабощение побежденных, умножение стад, преимущества и выгоды, порожденные усилением общественного неравенства, — все это способствовало выделению родовой аристократии.

Благородство происхождения влекло за собой всякого рода привилегии, среди которых самой важной было право управлять родом, племенем. С течением времени власть в родах сосредоточивается в руках аристократического совета старейшин (у каждого народа в специфической для него форме).

Органы родоплеменной организации достигают такого состояния, что становятся аппаратом насилия над своими соплеменниками и соседними племенами. В марксистской литературе такое состояние — «переходное к государству» — именуется военной демократией.

Военная демократия еще сохраняет родовую организацию в полной силе, но уже появляются имущественное неравенство, наследование имущества детьми (в противовес роду), зарождение знати, царской (шахской, ханской и т. д.) власти. Совет старейшин всех родов превращается в совет старейших аристократических родов, т. е. тех, которые закрепили за собой привилегию управлять соплеменниками. Объем власти народного собрания все более и более сужается. Военная демократия непосредственно превращается в государство — организацию экономически сильного меньшинства.

Такова общая закономерность возникновения государства, но есть и конкретные формы, характерные для того или иного народа.

Ф. Энгельс выделяет три главные формы возникновения государства, каждая из которых изучена на примере государств в Афинах, Риме и у древних германцев.

Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антагонистические классы. В данной форме образуется Афинское государство. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой — потом что в данном случае весьма высоко развитая форма государства — демократическая республика — возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что существуют многочисленные литературные источники, раскрывающие все существенные подробности образования этого государства.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй, и на его развалинах образуется государство, в котором скоро растворяются и родовая аристократия, и плебс.

У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с соседними племенами или уж существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения - служебной роли и исторической цели.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из  основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы.

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, односторонне понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.

К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.

Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предположить один из возможных вариантов его краткого общего определения.

Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих сущность государства. Среди них можно выделить следующие:

Теория элит (В. Парето, Г. Моски, Х. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай). Основная идея - управлять обществом способны только наиболее одаренные и образованные его члены, то есть интеллектуальная элита.

Технократическая теория (Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл). Она является логическим продолжением теории элит. Управление - это наука и им занимаются специалисты - менеджеры.

Теория плюралистической демократии (Г.Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль). Государство должно выражать интересы всех слоев населения, таким образом, каждый человек имеет право на участие в государственном управлении.

Теория конвергенции (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин). В современном мировом политическом пространстве все более стирается грань между отдельными государствами и возникает единое мега-государство «всеобщего благоденствия».

Вопросы о сущности государства интересовали и русских ученых-юристов дореволюционного периода.

По мнению Н.М. Коркунова, государство - это общественный союз, в котором осуществляется принудительная власть над людьми с помощью права. И.А.Ильин считал, что «государство в его духовной сущности есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом».

Признаки государства:

Государство отличается от других организация, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

1. Государство в пределах своих  территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под  которым принято понимать присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы  и подзаконные акты, обладающие  юридической силой и содержащие нормы права.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Информация о работе Происхождение государства