Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:10, реферат
Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.».
Введение
1. Происхождение государства
2. Исторические типы государства
3. Формы государства:
а) форма правления
б) форма государственного устройства
в) форма государственного режима
Заключение
Белгородский государственный
Кафедра отечественной истории и политологии
Происхождение и исторические типы государства. Формы государства.
(реферат)
Введение
1. Происхождение государства
2. Исторические типы государства
3. Формы государства:
а) форма правления
б) форма государственного устройства
в) форма государственного режима
Заключение
Государство – одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.
«Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».1
«Государство – 1. по К. Марксу и В. И. Ленину – машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов.
2. Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.».2
Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
Существует несколько теорий происхождения государства:
1. Теологическая теория. По мнению представителей данной доктрины ( Аристотель, Фома Аквинский), государство – продукт божественной воли, отсюда государственная власть – вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций и деятелей. Существующее неравенство людей предопределено той же божественной волей. Непослушание власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.3
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога.
2. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель, которые исходили из того факта, что люди – существа коллективные, стремящиеся к общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит, в конечном счете, к образованию государства.
Отсюда власть государя – есть продолжение власти отца (патриарха) в семье. Лишь отеческая забота царя (короля) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.4
3. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство, которое обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа.
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти.
С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.5
4. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних народов другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, словом, насилие – «вот родители и повивальная бабка государства», утверждал Л. Гумплович. Насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляются частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государства, но само оно как таковое, без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.
5. Органическая теория происхождения государства (Г. Спенсер) считает государство результатом органической эволюции, а ее разновидностью является социальная эволюция. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство – продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.
Отрицать влияние
6. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п.
Причины происхождения государства
заключаются в тех
Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
7. Материалистическая теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) объясняет происхождение государства прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития
экономики, а следовательно, и для
появления государственности
Важнейшим последствием появления
частной собственности
Таким образом, государство возникло
преимущественно в целях
Вместе с тем, в данной теории заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
2. Исторические типы государства
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.
Согласно марксистской типологии
четырем типам общественно-
Рабовладельческое государство – первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V вв. нашей эры, а высшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы. Основная задача рабовладельческого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавлении сопротивления огромной массы рабов и неимущей части свободного населения. С помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев производственных отношений.
Информация о работе Происхождение и исторические типы государства. Формы государства