Происхождение и исторические типы государства. Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:10, реферат

Краткое описание

Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.».

Содержание

Введение

1. Происхождение государства

2. Исторические типы государства

3. Формы государства:

а) форма правления

б) форма государственного устройства

в) форма государственного режима

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

На определенном этапе развития рабовладельческого общества наступает  эпоха его кризиса, рабовладельческие  производственные отношения уже не полностью соответствуют уровню развития производственных сил, становятся тормозом на их пути. Рабский малопроизводительный труд постепенно заменяется трудом колонов, которым передаются в пользование определенные участки земли на условиях выполнения повинностей в пользу хозяина земли (нередко бывшего рабовладельца).

Это свидетельствует о зарождении в недрах рабовладельческого общества новых, более прогрессивных, феодальных производственных отношений, способствующих дальнейшему развитию производственных сил. В конечном счете, рабовладельческое государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над лично зависимым крестьянством. Для феодализма характерно деление на три сословия: духовенство, дворянство и «третье» сословие – будущую буржуазию, из которых каждое имело свои права и обязанности. Первые два сословия представляли класс феодалов, который был господствующим.

Экономической основой феодального  государства являлась феодальная собственность на орудия и средства производства и частичная собственность на крестьянина. Сущность общества сохранялась: оно держалось на классовой эксплуатации.

Механизм феодального государства  в процессе его эволюции претерпевал  существенные изменения: он был относительно прост на первом этапе и становился все более сложным по мере развития государства.

Большую роль в феодальном государстве  играла церковь, догматы которой  одновременно были и политическими  аксиомами, а библейские тексты получали в суде силу закона. Особенно сильное влияние христианская церковь имела в Западной Европе, где она безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении средних веков.

Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной его задачей становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе. Поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста.

В период возникновения буржуазного  государства общество пережило скачок в развитии. Это связано с серьезными открытиями во многих науках, что вызвало рост промышленности, а это, в свою очередь, привело к появлению новых форм организации эксплуатируемых масс, осознанию ими себя как совокупности личностей.

За капитализмом и  его государственными формами наступает  иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в  котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества. Хотя современное буржуазное государство является сложным политическим организмом, учитывающим реалии современного развития, сглаживающим противоречия между различными социальными группами и слоями, классами общества (государственное регулирование экономики, установление минимального уровня заработной платы, проведение социальных программ, осуществление пенсионного обеспечения), подчеркнем, что все это осуществляется в интересах имеющих политическую власть многочисленного слоя собственников, частного предпринимателя.

Социалистическое  государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества. Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная собственность в различных ее формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить причины, ее порождающие.

Модель социализма 30-50-х  гг. базировалась на полном огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства во все сферы общественной жизни; административно-командной организации труда и других видов общественной деятельности; преобладании общественного интереса над личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на граждан. Практическому воплощению данной модели сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический вакуум.

Современная модель социализма реально ставит человека с его  потребностями и интересами в  центр всей общественной жизни; допускает  разнообразие форм собственности, гарантирует  социальную справедливость в распределительных отношениях, социальную защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды; утверждает трудовой характер присвоения; устанавливает экономические методы хозяйствования при демократизации планирования; отдает предпочтение регулирующей роли рынка, развитию науки и культуры; обеспечивает формирование правового государства.

Марксистская типология  государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «прафеодальное»).

Марксистскую типологию  государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» (сочетание производительной активности сельских общин и экономического вмешательства государства, которое одновременно и управляет, и эксплуатирует сельские общины) и «прафеодализм» (возникает в результате разложения первобытно-общинного строя, но не ведет непосредственно к феодализму. Это длительный, охватывающий столетия период, в ходе которого знать выделилась в особую группу, обеспечила себе привилегии в отношении пользования землей, но крестьяне сохранили свободу и собственность на землю). Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство — Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        3. Формы государства

 

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.7

 

а) Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти.

Форма правления затрагивает  вопросы о том, как построена  верховная власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д. по форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования. Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная (неограниченная) и представительная (ограниченная) монархии.

В абсолютной монархии верховная  власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным органом. Такая монархия была во Франции (до революции 1789 г.) и России (до формирования Государственной Думы в начале XX в.).

В представительной монархии власть монарха ограничена властью  представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Формами представительной монархии являются сословно-представительная монархия (власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий. Данный тип монархии характерен эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютным монархиям) и конституционная монархия (власть монарха на основе конституции ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства). Конституционная монархия пришла на смену абсолютной; и на современном этапе развитая конституционная монархия (в Англии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии) представляет собой правовое государство.

На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента ограничены вопросами законодательства и вотирования бюджета (его принятия или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германия, Австрия, Италия) в конце XIX – начале XX вв.

Республика – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. В республике существует четкое разделение ветвей власти.

Республиканская форма  правления сложилась в древнем  мире (римская сенатская республика в V – I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России).

Двумя основными формами  современной республики являются парламентская  республика и президентская республика. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.

Парламентская республика – это форма правления, при которой парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет контроль за ее деятельностью. Глава государства (президент) также избирается парламентом. Он обладает правом роспуска парламента, наделен полномочиями в вопросах формирования правительства и законодательной деятельности, является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Правительство формируется  из представителей партий, обладающих парламентским большинством, и несет  ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. В свою очередь правительство может при поддержке президента добиться роспуска парламента и проведения новых парламентских выборов.

Современными парламентскими республиками являются Греция, Италия, ФРГ и многие другие государства.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой не только парламент, но и президент избираются народом. При этом президент избирается либо непосредственно народом путем всеобщих прямых выборов (как в России, во Франции), либо, как в США, путем косвенных выборов (население избирает выборщиков, а они – президента). Также президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу; обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного Суда и т.д.

 

б) Форма государственного устройства – это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

Этот аспект формы государства охватывает вопросы территориального устройства государства, устроения государственной власти на определенной территории.

Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы власти и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему. Современными унитарными государствами являются Португалия, Финляндия и Франция.

Федеративное государство – это единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство. К числу современных федераций относятся Российская Федерация, США, Австрия, Австралия, Канада, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Индия.

Конфедерация – это союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается (Австро-Венгрия). Для осуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое законодательство и гражданство.

Информация о работе Происхождение и исторические типы государства. Формы государства