Происхожение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Государство – это организация публичной власти в социально разнородном обществе, которая с помощью специального аппарата управления и принуждения осуществляет руководство обществом, одновременно обеспечивая его интеграцию. Уже несколько тысячелетий люди живут в условиях государственно-правовой деятельности. Данная проблема волновала историков и теоретиков в каждую историческую эпоху, ей посвящено огромное количество книг, статей, монографий в русской и зарубежной литературе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ 5
§1.1 Понятие и сущность государства 5
§1.2 Причины возникновения государства 11
§1.3 Модели возникновения государства 14
Глава 2. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 18
§2.1 Теологическая теория происхождения государства 19
§2.2 Патриархальная теория происхождения государства. 21
§2.3 Договорная теория происхождения государства 23
§2.4 Теория насилия 25
§2.5 Другие теории происхождения государства 28
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 452.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Патриархальная теория происхождения государства.

Другая теория происхождения государства - патриархальная. Она возникла также еще в глубокой древности, ее представителями выступали: Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) - древнегреческий философ; Николай Михайловский (1842-1904) - русский социолог, публицист; Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) и многие другие.

Согласно данной теории государство трактуется как результат исторически разросшейся большой патриархальной семьи. Например, в Китае это учение продвигал Конфуций (6-5 вв. до н.э). По его мнению, государство это большая семья. Власть правителя он приравнивал к власти отца, а отношения между властвующими и подчиняющимися - к семейным отношениям, где младшие всегда зависят от старших и должны во всем их слушаться. А правители, в свою очередь, должны заботиться о своих подчиненных, как это принято в семье.

Также интересной для изучения представляется точка зрения Р.Филмера, жившем в XVII веке. В своей работе «Патриарх» он писал о неограниченной власти монарха. Этот факт он объяснял тем, что власть правителя исходит от Адама, который в свою очередь получил власть от Бога. Поэтому все властвующие являются преемниками Адама и унаследовали свою власть именно от него.21

Патриархальная теория получила современное отражение в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы. Но, к примеру, В.В. Путин отвергает политику патернализма, объясняя это тем, что: «Отказ от нее диктуется…стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких».

Плюсы теории:

  • Данная теория указывает на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
  • Учение позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
  • Патриархальная теория дает людям веру в нерушимость и целостность мира;
  • Раскрывается роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы теории:

  • Учение не дает возможности раскрыть процесс возникновения государства во всех частях света;
  • Не объясняется, что если государство - единая семья, то почему происходит война?
  • В данной доктрине не объясняется жестокость законов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что представители данной теории упрощают процесс происхождения государства. К тому же по свидетельству историков, семья, как социальный институт, возникала практически вместе с возникновением государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.3 Договорная теория происхождения государства

Эта теория была зафиксирована в работах многих раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция (1583-1646), голландского мыслителя, теоретика права; Д. Локка, (1632-1704), английского философа-просветителя; Т. Гоббса   (1588-1679), английского философа-материалиста; Шарля-Луи Монтескье (1689-1755), французского философа-просветителя; Д. Дидро (1713-1784), французского философа-материалиста; Жан-Жака Руссо22 (1712-1778), французского философа-просветителя.

Согласно данному учению, общественный договор, в качестве результата свободного соглашения людей, это и есть главная причина происхождения государства. Народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности. А гарантами в данном случае выступают:

  • верховенство закона
  • взаимная ответственность между государством и народом
  • в рамках государства обеспечиваются права и личности человека и гражданина

Источником любой политической власти общества является воля народа. Также нужно подчеркнуть, что Михайленко М.В. в своей статье «Некоторые моменты теории насилия» пишет о том, что договорная теория сегодня считается основной. Несмотря на то, что особо убедительных доказательств не существует, она занимает доминирующее положение в Соединенных Штатах Америки и к ней относятся как к общепринятой.23

Плюсы теории:

  • Теория порвала с религиозными представлениями о происхождении государства.
  • Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (например, юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в их состав).
  • Основные положения многих представителей договорной теории вошли в концепцию правового государства.

Минусы теории:

  • Государство, по договорной теории, выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и многие другие объективные причины возникновения государства.
  • Многие государства мира не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны.
  • Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.

Проанализировав данное учение, можно сделать вывод о том, что государство, с точки зрения договорной теории, это продукт сознательного творчества, результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном, первобытном» состоянии. Таким образом, государство является порождением разумной воли народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.4 Теория насилия

Теория насилия - одна из относительно старых теорий происхождения государства, широкое распространение получила на Западе.

Представителями данной теории являются: Шан Ян (390-338 г.г. до н.э.) - древнекитайский государственный деятель; Евгений Дюринг (1833-1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838-1909) - австрийский социолог и юрист; Карл Каутский (1854-1938) - один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии.

Основой данного учения является военно-политический фактор. Сама теория состоит из двух частей:

  • Теория внешнего насилия

Основателем данного учения выступают  Л.Гумплович, К.Каутский. Смысл теории внешнего насилия сводится к тому, что государство считается результатом завоевания одного племени другим. В начале XX века Л. Гумплович выпустил книгу «Общее учение о государстве», в которой было написано следующее24: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Также К.Каутский в своей книге «Материалистическое понимание истории», изданной в 1931 году, писал25: «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания».

  • Теория внутреннего насилия

Наиболее точно и четко данная доктрина отражена в работах Е.Дюринга. Суть теории внутреннего насилия в том, что государство считается результатом насилия одной части общества на другой. Сам Е.Дюринг считал, что первоначальную причину происхождения государства необходимо искать в политической силе. Внутреннее насилие одной части общества над другой порождает определенный политический строй. В результате именно такого порабощения возникает собственность и классы.26

Плюсы теории:

  • Данное учение возможно подтвердить историческими фактами. Например,  в свое время германские племена завоевали часть Римской империи, в результате чего возникло германское государство.
  • Во многих государствах для осуществления своих функций использовались насильственные методы.
  • Насилие всегда имело определенное место в обществе.

Минусы теории:

  • Данная доктрина не универсальна, так как не все государства возникали таким способом.
  • В истории существует немало примеров, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила причиной возникновения государства.
  • Всегда кроме насильственного пути возникновения существует и мирный.

Таким образом, проанализировав теорию насилия, можно сделать вывод о том, что государство - это сила, навязанная обществу извне. Отвергать полностью теорию насилия, конечно же, не стоит и не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта. Но также нельзя не обратить внимание на тот факт, что данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.5 Другие теории происхождения государства

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Рассмотрим еще несколько интересных для изучения, с моей точки зрения, учений о происхождении государства.

  • Органическая теория происхождения государства.

Эта теория также возникла в древности и смогла окончательно сформироваться только в XIX веке. Представителями данной доктрины являются: Платон, Спенсер Г., Дарвин Ч. и т.д.

Суть ее заключается в том, что государство здесь рассматривается как продукт социальной эволюции, которая в свою очередь является разновидностью эволюции биологической.27 А государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет свой мозг, то есть правителей, и средства выполнения его решений, то есть подданных. Интересным для изучения является мнение Г.Спенсера, который рассматривал государство как живой организм. Правительство, с его точки зрения, выполняет функции мозга. Все низшие классы, занятые земледелием и ремеслом - это система органов пищеварения. А служащие, задействованные в сфере торговли и транспорта, выполняют функции кровеносной системы.  Ч.Дарвин сформулировал свою теорию эволюции, согласно которой человек произошел от обезьяны. И его дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм, под названием государство. Например, в СССР это учение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственно верным. Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерство образования Сербии постановило изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельно с освоением креационизма - учения о божественном сотворении мира. Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия). В США каждая третья школа не считает необходимым знакомить детей с теорией эволюции, считая ее "инструментом развращения невинных душ". В других школах США дарвинизм преподается лишь как гипотеза, а не как научно доказанный факт.

Таким образом, на мой взгляд, в данной доктрине можно выделить позитивные и негативные стороны. Плюсом органической теории является то, что государство здесь выступает не в качестве навязанной извне силы, а результатом своего собственного развития. А минус в том, что социальные и биологические уровни жизнедеятельности совершенно разные, подчиняющиеся различным закономерностям. Их нельзя объединять.

  • Ирригационная теория происхождения государства

Представителем данной теории выступает современный немецкий ученый К. Виттфогель28. По его мнению, процесс возникновения государства связан с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Например, в Древнем Египте и некоторых других государствах с жарким и сухим климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, которую стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Но, несмотря на эти данные, теория является не универсальной, так как не может объяснить процесс происхождения государства в регионах с другим климатом.

  • Спортивная теория происхождения государства

 Основоположником данного учения является испанский ученый Хуан Ортега-и-Гасет. С точки зрения данной теории усложняющееся физическое воспитание подрастающего поколения сыграло главную роль в в происхождении государства. В подтверждение выдвинутой идеи ученый приводит систему физического воспитания в Спарте, с помощью которой была создана сильная армия, позволившая утвердить гегемонию в Греции. Также огромное значение имеют Олимпийские игры: они послужили предпосылкой к объединению греческих полисов и образованию единого Греческого государства.

Я считаю, что данная доктрина имеет место быть, так как она характеризует немаловажный фактор в процессе формирования государства, но не подходит на роль всеобъемлющей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На мой взгляд, происхождение государства - одна из самых интересных и актуальных тем в дисциплине: Теория государства и права.

В своей курсовой работе я постаралась раскрыть понятие государства, его основные признаки и сущность, а также изучить и проанализировать причины происхождения государства и различные теории. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • Во-первых, тема происхождения государства остается спорной и на сегодняшний день. На данный момент существует большое количество теорий, объясняющих причины возникновения государства. Каждая из них отражает действительность в той или иной мере, имеет положительные и отрицательные стороны.
  • Во-вторых, рассматривая данную проблему, можно задуматься над таким вопросом: а было ли неизбежно возникновение государства? Я убеждена, что это было неизбежно, так как это объективный исторический процесс.
  • В третьих, государство явление многогранное. Рассмотренные мною теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

Информация о работе Происхожение государства