Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:37, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать деятельность органов прокуратуры в России.
Для достижения цели нами были обозначены следующие задачи:
1.изучить сущность прокурорского надзора;
2.определить отрасли прокурорского надзора;
3.рассмотреть основные понятия прокурорского надзора;
4.изучить компетенции органов прокуратуры в России.
Введение 3
Глава 1. Прокуратура РФ. Прокурорский надзор: понятие, сущность, компетенции 7
1.1.Система органов прокуратуры РФ 7
1.2. Прокурорский надзор в РФ 10
1.3.Понятие компетенции прокуратуры. Ее разграничение между видами прокуратур 14
1.4. Виды компетенций прокурора 20
1.5. Основные понятия прокурорского надзора 39
Глава II. Отрасли прокурорского надзора 42
2.1. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора 42
2.2. Общий надзор 44
2.3. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина 46
2.4. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 48
Заключение 52
Список использованной литературы
Третий дополнительный признак, влияющий на разграничение полномочий между одинаковыми по своему положению прокурорами, – место нахождения органа, к компетенции которого относится устранение нарушений законности. Он может находиться в другом районе, городе. И когда возникает необходимость обращения к нему по поводу устранения выявленных нарушений законности, складывается своеобразная ситуация: нарушения законности выявлены в одном районе, а меры по их устранению должны приниматься в другом. Казалось бы, прокурор, выявивший правонарушение, должен обратиться к прокурору по месту нахождения органа о направлении ему соответствующего акта реагирования. Но последний может отказаться от принятия необходимых мер, поскольку организация, в которой совершено правонарушение, ему не поднадзорна. Однако, если совершено нарушение законности, то должны быть приняты меры по его устранению. И это обязанность прокурора, установившего правонарушение.
Против приведенного положения
решительно высказалась С.Г. Березовская.
Она утверждает, что «нельзя согласиться
с мнением о возможности для
прокурора района вносить акты прокурорского
надзора в учреждения и организации
на территории действия другого прокурора.
Это противоречило бы организационному
началу построения прокуратуры по территориально-
Представим себе, что прокурор, проводя проверку исполнения законов на предприятии, установил причинение имущественного вреда руководящим работником, проживающим в другом районе города. Прокурор должен обратиться в народный суд с иском о возмещении вреда. В соответствии со ст. 117 ГПК иск направляется в суд по месту жительства ответчика. Иными словами, прокурор одного района обращается в суд другого района. Просить прокурора района по месту нахождения суда предъявить иск к упомянутому лицу нецелесообразно, ибо не он выявил нарушение законности, ему неизвестны факты, основания и предмет иска. Прокурор, обратившийся в суд с иском, вправе сам участвовать в рассмотрении его судьей либо предложить прокурору по месту нахождения суда принять эту обязанность на себя.
Разумеется, в любом случае должен соблюдаться принцип правового соответствия. Прокурор может обратиться с актом реагирования в соответствующий по правовому положению орган; если таковой отсутствует, он обращается к вышестоящему прокурору с представлением о необходимости направления акта реагирования компетентному органу власти, управления.
1.5. Основные понятия прокурорского надзора
Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора.
Коренным понятием прокурорского надзора является понятие «прокурор».
Прокурор – это физическое
лицо, состоящее на постоянной или
временной службе в органах прокуратуры,
принятое на работу в порядке, установленном
Законом о прокуратуре и
Помимо прокуроров в системе
прокуратуры работают прокурорские
работники. К ним относятся работники
органов и учреждений прокуратуры,
имеющие классные чины (воинские звания
– в органах и учреждениях
военной прокуратуры). Прокурорскими
работниками обычно являются научные
и педагогические работники учреждений
прокуратуры и иные работники
подразделений органов и
Прокурорский надзор – понятие, характеризующее:
Прокуратура как федеральный
государственный орган
Прокурорский надзор как
отрасль юридической науки
Предмет прокурорского надзора.
Из рассмотренного выше понятия прокурорского
надзора как вида государственной
деятельности, отрасли юридической
науки и учебной дисциплины вытекает,
что каждое из них имеет свой предмет,
которые нередко путают. Так, под
предметом прокурорского
Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.
Объекты и субъекты прокурорского
надзора. Эти два понятия тесно
связаны между собой, хотя и существенно
различаются по содержанию, поэтому
на практике, да и в юридической
литературе нередки случаи неправильного
применения каждого из них, когда
объект называют субъектом и наоборот.
Под объектом прокурорского надзора
следует понимать предприятия, учреждения,
организации и другие органы в
которых проводятся прокурорские проверки
исполнения законов. Субъектом прокурорского
надзора следует считать
Глава II. Отрасли прокурорского надзора
2.1. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
При проработке вопроса об отраслях прокурорского надзора, участках и направлениях деятельности прокуратуры следует обратить внимание на то, что в ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» названы десять направлений деятельности.
В специальной литературе в их числе выделяются отрасли надзора, организационные и иные направления деятельности.
Отрасль надзора – это вид надзорной деятельности.
Отраслями прокурорского надзора признаются:
2.2. Общий надзор
Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом данной отрасли надзора являются:
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора регламентированы ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законам, возбуждает уголовное дело или производство об административном правоотношении, требует привлечения лиц, нарушившим закон, к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор и его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»:
2.3. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Статья 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.