Противодействие коррупции в России на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:49, курсовая работа
Краткое описание
Целью данного исследования - является исследование противокоррупционных мер в России, а так же отражение недостатков и пробелов в законодательстве, так как не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Противодействие коррупции в России: историко-правовой аспект 5 1.1 Понятия и формы коррупции 5 1.2 Причины возникновения коррупции на современном этапе 11 Глава 2. Противодействие коррупции в России на современном этапе 16 2.1 Правовая база организации противодействия коррупции в системе государственной власти 16 2.2 Меры и методы по борьбе с коррупцией 23 Заключение 28 Список использованной литературы 30
- устройства на работу родственников,
друзей, знакомых;
- получения руководителями
от подчиненных доли взяток и др.
Возможность возникновения
коррупции напрямую связана с непрозрачностью
процесса, что в бюджетном процессе прямо
ведет к произволу чиновников: выбор организации,
исполняющей различные расходные статьи
бюджета, находится в руках чиновников,
велико искушение получить «откат», вот
вам и коррупция.
В подавляющем числе государств
борьба с коррупцией ведется в форме правового
преследования за ее конкретные проявления.
В этом отношении Россия не является исключением.
В Уголовном кодексе имеется пять статей,
предусматривающих уголовную ответственность
за конкретные противоправные действия:
легализация денежных средств или иного
имущества, приобретенных незаконным
путем, злоупотребление должностными
полномочиями, получение взятки и служебный
подлог. Между тем, названным перечислением
круг коррупционных действий, с которыми
приходится сталкиваться в жизни, далеко
не исчерпывается. Среди таких «забытых»
деяний называют, в частности, следующие:
участие должностных лиц в коммерческой
деятельности для извлечения личной прибыли;
использование служебного положения для
"перекачки" государственных средств
в коммерческие структуры с целью получить
личную выгоду и с задействованием для
этого подставных лиц и родственников;
предоставление должностными лицами льгот
коммерческим структурам с целью извлечь
личную прибыль; предоставление государственных
финансовых и иных ресурсов в избирательные
фонды.6
1.2 Причины возникновения
коррупции в России на современном
этапе
Проблема коррупции является
следствием большого количества факторов
и механизмов. Один из факторов распространенности
коррупции - сложность структуры органов
власти, наличие множества бюрократических
процедур, порождаемых самими чиновниками,
отсутствие внешнего и внутриорганизационного
контроля над деятельностью аппарата
органов государственной власти. Положение
усугубляется тем, что отсутствуют комплексный
учет и контроль над служебной деятельностью
государственных служащих, четкое распределение
компетенции, имеет место дублирование
и совмещение функциональных обязанностей.
Следствие этого - чрезмерная
медлительность, волокита, связанные как
с организационными недостатками, так
и с низкой профессиональной компетентностью
персонала. Провести грань между организационной
неразберихой и стимулированием коррупционного
поведения граждан бывает подчас очень
сложно. Коррупцию порождают неоправданно
большое количество запретов, разрешительных
процедур и отсутствие механизма и правовой
основы защиты интересов граждан, вовлеченных
в деятельность органов государственной
власти.
К организационным факторам
коррупции следует отнести несбалансированность
прав и ответственности государственных
служащих, нестабильность служебного
положения, широкое распространение административного
усмотрения, явное несоответствие потенциальных
возможностей перераспределения собственности
и низкого денежного содержания государственных
служащих.
Есть много причин, объясняющих
сложившуюся в России тревожную ситуацию
с коррупцией, но среди них наиболее важные
следующие:
1. Слабость верховной
государственной власти. В связи
с последними событиями за 15 лет
в стране не было не только
социального, но и политического
консенсуса. Страну сотрясали постоянные
противоречия между исполнительной
и законодательной властями; между
различными группировками в самой
исполнительной власти, за чем
легко просматривались столкновения
интересов различных группировок
и классов бюрократического капитала;
между федеральным центром и
регионами (что ставило под угрозу
процесс становления новой российской
государственности).
2. Отсутствие национальной
стратегии развития и политика
«минимизации государства». С самого начала
у российских либералов и демократов отсутствовала
какая-либо стратегия национального экономического
развития.
3. «Раскрепощение» бюрократии.
После полного устранения идеологической
номенклатуры в результате провалившегося
путча августа 1991 г. Это означало вместе
с тем и наступление эры «беспредела».
Известно, что коррупция появилась
не вчера. Люди, которые рассчитывают на
какие-то дивиденды, проталкивают своих
партнеров на министерские и прочие ключевые
посты. Для них это «бизнес». И при этом
никакой реальной процедуры оценки кадров
в России при назначениях на высшие должности
сегодня нет. Главные причины здесь две.
Первая - изъяны Конституции России, которые
вывели исполнительную власть из-под контроля
других ветвей власти. Вторая - это недостатки
действующей правовой системы. Она не
устанавливает персональной ответственности
чиновника за выполнение порученных ему
функций. Все это стало возможным потому,
что существуют только две статьи Уголовного
кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров:
халатность и превышение служебных полномочий.
Правовая система ответственности чиновников
за выполнение своих функций создавалась
в советское время, такой она и осталась.
Но в, то время был партийный и народный
контроль. И борьба с коррупцией жестко
велась партийными органами.
Фактически сейчас нет другого
механизма контроля над чиновником, кроме
президента. Однако реально даже он не
может контролировать то, что делают руководители
центральных министерств и ведомств, и
тем более субъектов Российской Федерации.
Это просто физически невозможно. Соответственно
чиновника никто и ничто не контролирует.
Это порождает массу возможностей для
злоупотреблений.
Для того чтобы доказать корыстный
умысел, нужно провести большое расследование.
Однако люди, которые оперируют десятками
триллионов рублей или миллиардами долларов,
достаточно искушены, чтобы не быть уличенными
в получении взяток. В результате у нас
ловят "мелкую рыбешку" за взятку
в 100 долларов, а виновные в расхищении
государственного имущества на миллиарды
долларов отделываются статьями УК за
халатность или злоупотребление служебным
положением. Эти статьи уникальны. Они
предполагают ответственность от 50 минимальных
зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который
также ни перед кем не отвечает, сам решает,
какое наказание применить в конкретном
случае. Если сопоставить размах коррупции
с зарплатами чиновников и судей, то станет
понятно: управляет страной тот, у кого
есть большие деньги.
Ещё одна причина - это слабость
гражданского общества, отрыв общества
от власти. Демократическое государство
в состоянии решать свои проблемы только
в кооперации с институтами гражданского
общества. Спад социально- экономического
положения граждан, всегда сопровождающий
начальные стадии модернизации, вызываемое
этим разочарование, приходящее на смену
прежним надеждам, - все это способствует
отчуждению общества от власти, изоляции
последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная
коррупция не могут быть подавлены без
усилий общественных организаций.
Коррупция в России, да и не
только в России, пронизывает все слои
общества: органы власти, предпринимателей,
общественные организации, тем самым неся
негативные последствия, как для общества,
так и для государства в целом.
Наиболее ощутимые удары наносит
она по экономической безопасности страны.
В результате продажности чиновников,
недобросовестного исполнения ими служебного
долга теневая экономика (криминальная
и полулегальная) дает почти 40 процентов
всего валового внутреннего продукта.
Коррупция также приводит к тому, что нарушаются
конкурентные механизмы рынка, поскольку
часто в выигрыше оказывается не тот, кто
конкурентоспособен, а тот, кто смог получить
преимущества за взятки. В результате
- снижение эффективности рынка и дискредитация
идеи рыночной конкуренции. Коррупция
породила мощный рост организованной
преступности. По оценкам МВД России, организованная
преступность контролирует почти половину
частных фирм, каждое третье государственное
предприятие, от 50 до 85 процентов банков.
Практически ни один сектор экономики
не защищен от ее воздействия.7
Именно коррупция, пронизавшая
все этажи российской власти, стала одним
из главных препятствий в борьбе с организованной
преступностью. Вот почему есть все основания
говорить о серьезнейшем кризисе законности
и правопорядка в стране. К наиболее тяжелым
последствиям коррупция приводит в ходе
избирательного и бюджетного процессов.
Политическая коррупция начинается с
выборов, коррупция в ходе выборов приводит
к недоверию властям (как избранным, так
и нанятым, которые берут пример с народных
избранников) и к дискредитации института
выборов как общедемократической ценности.
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том, что коррупция
в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию
бюджетных денег, так и к потере привлекательности
страны для своих и иностранных инвесторов.
Что же касается социальной сферы, то здесь
результатами коррупции можно назвать:
отвлечение колоссальных средств от целей
общественного развития, рост имущественного
неравенства, т. к. коррупция подстегивает
несправедливое и неправедное перераспределение
средств в пользу узких олигархических
групп за счет наиболее уязвимых слоев
общества; увеличение социальной напряженности
в обществе, бьющей по экономике и угрожающей
политической стабильности в стране.
Глава 2. Противодействие
коррупции в России на современном этапе
2.1 Правовая база
организации противодействия коррупции
в системе государственной власти
Во всем цивилизованном мире
анти коррупционная деятельность специальных
служб строится по похожей схеме. Логика
очень проста - коррупция невозможна без
экономического интереса. Для исполнение
данного указа в конце прошлого года в
системе МВД проведена оптимизация структуры
экономического блока органов внутренних
дел на территории всей Российской Федерации.
Непосредственно в Министерстве образовано
оперативно-розыскное бюро по противодействию
коррупции, которое подчинено Департаменту
экономической безопасности
Подразделения экономической
безопасности и раньше активно работали
по многим аспектам борьбы с коррупцией.
Ежегодно сотрудниками подразделений
БЭП раскрывается примерно 70 процентов
преступлений коррупционной направленности
от общего количества преступлений, выявляемых
всеми правоохранительными органами Российской
Федерации.
Учитывая, что коррупционные
связи простираются за пределы России,
в декабре прошлого года была организована
встреча на уровне компетентных подразделений
органов правопорядка государств - участников
СНГ, где были выработаны алгоритмы взаимодействия
по линии Интерпола и в настоящее время
готовится соответствующее Соглашение.
Но, к сожалению, все эти меры не отражают
реальных масштабов коррупции в стране,
которая для многих стала образом жизни
и образом мысли. В общественном сознании
чиновник и взятка уже давно стали как
бы родственными и неразделимыми понятиями.
Взятки берут не только чиновники и милиционеры,
но предприниматели, врачи, учителя, ученые
и общественные деятели. Коррупция подтачивает
нравственные устои общества, наносит
существенный урон экономике нашей страны.
Она подрывает веру в государство, в справедливость
и торжество Закона.
Коррупция превратилась в прямом
смысле этого слова в системную проблему
и ей нужно противопоставить системный
ответ. Сегодня происходит выработка концептуальных
подходов в борьбе с этим злом. В рамках
Национального плана противодействия
коррупции в Российской Федерации сформированы
и функционируют правовая и организационная
основы противодействия коррупции. Серьёзный
антикоррупционный потенциал заложен
в стратегии развития России до 2020 года,
в Концепции административной реформы
в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах
и плане мероприятий, а также в недавно
принятом Федеральном законе «О противодействии
коррупции».
Реализация этих планов будет
не простой. Идеальных государств нет,
и коррупция это живучее явление. Снижение
масштабов коррупционных проявлений не
только возможно, но и жизненно необходимо
для общества.
Необходимо создавать вокруг
коррупционеров атмосферу нетерпимости,
такую обстановку, когда брать взятки
станет просто невыгодно. Чтобы коренным
образом стала меняться психология людей,
пришло понимание того, что бороться с
коррупцией и другими преступлениями
нужно каждому, всему обществ. Сегодня
уже можно констатировать, что в крупных
городах растет правосознание населения.
Многие граждане отказываются потворствовать
коррупционерам и предпочитают решать
проблемы законными методами. В том числе
путем обращения в органы внутренних дел
или судебные инстанции. Однако в целом
по стране по-прежнему бытует мнение, что
бороться с коррупцией бессмысленно и
простой гражданин не имеет возможности
каким-либо образом противостоять проявлениям
коррупции. Мы пытаемся изменить эти настроения.
Нашей генеральной линией на ближайшие
годы будет осуществление многоуровневой
модели профилактики коррупционных правонарушений.
В этом существенную помощь может оказать
работа с заявлениями и обращениями граждан,
со средствами массовой информации, а
также диалог с общественными организациями.8
Как отмечается в Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 10 октября 2003 г. № 5, международные договоры
являются одним из важнейших средств развития
международного сотрудничества, способствуют
расширению международных связей с участием
государственных и негосударственных
организаций, в том числе с участием субъектов
национального права, включая юридических
лиц. Международным договорам принадлежит
первостепенная роль в сфере защиты прав
человека и основных свобод. В ряде международно-правовых
актов Организации Объединенных Наций,
Всемирного банка, Международного валютного
фонда, Всемирной торговой организации,
Европейского союза и других международных
организаций отмечается, что коррупция
представляет собой явление, которое в
настоящее время выходит за пределы национальных
границ и затрагивает все общества и экономические
системы.