Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:03, курсовая работа
Предметом рассмотрения в работе является исполнительная власть Республики Беларусь, представляющая собой единую целостную систему, в рамках которой некоторые органы государственного управления являются её составной частью и взаимодействуют с остальными.
В науке государственного управления уделено немалое внимание исследованию проблем исполнительной власти и классификации государственных органов. Изучив мнения таких ученых как: Г.А. Василевич, В.А. Божанов, В.Н. Матарас, А.А. Соколовский, А.В.Дорошенко, В.А.Сиринько, А.Н. Бодак, И.В.Козелецкий, В.Н. Дубовицкий – можно сделать вывод, что наука государственного управления так и не выработала универсального определения исполнительной власти и классификации государственных органов.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исполнительная власть: понятие и функции……………………......4
1.1 Исполнительная власть и государственное управление………………...
1.2 Функции исполнительной власти……………………………………….. .
Глава 2. Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь. .10
2.1 Понятие органа исполнительной власти………………………………….
2.2 Система и структура органов исполнительной власти…………………..
2.3 Классификация органов исполнительной власти………………………...
Глава 3. Пути совершенствования системы органов исполнительной власти в Республике Беларусь...............................................19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………………………………22
В зависимости от критерия, который положен в основу классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти Республики Беларусь.
1. По организационно-правовым формам различаются:
а) Президент;
б) Правительство - Совет Министров;
в) министерства;
г) государственные комитеты;
д) исполнительные комитеты;
е) администрации районов в городах [16, с144].
Организационно-правовые формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных дел. Эти параметры закрепляются в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.
Президент Республики Беларусь осуществляет государственную власть в
качестве Главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая преемственность и взаимодействие органов
государственной власти и осуществляя посредничество между ними (части 1, 2 статьи 79 Конституции), он организационно не входит в систему какой либо ветви государственной власти, но основной удельный вес полномочий и их характер позволяет отнести его к особым органам исполнительной власти.
Министерство, государственный комитет- республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и
управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления
Республики Беларусь. Из данного определения можно сделать два вывода: во-первых, министерства и государственные комитеты проводят «государственную политику», и, во-вторых, не проводится различие между
министерством и государственным комитетом по характеру компетенции,
т.е. они могут быть как отраслевыми, так и функциональными (межотраслевыми).
2. Учитывая территориальный масштаб деятельности органов исполнительной власти, их можно классифицировать на:
а) общереспубликанские;
б) местные [4, с 176].
И первые, и вторые включают в себя большое и неоднородное количество
органов. К общереспубликанским (общегосударственным) органам
относятся две группы органов исполнительной власти: центральные (Правительство — Совет Министров Республики Беларусь) и республиканские (министерства, государственные комитеты). Данные органы именуются в Конституции (ст. 106) и законодательстве соответственно «центральный орган государственного управления» и «республиканский орган государственного управления».
Местными органами исполнительной власти являются те, которые свою
деятельность распространяют
на соответствующую
исполнительные и
3. В зависимости от характера компетенции (или содержания деятельности) выделяются органы исполнительной власти:
а) общей;
б) отраслевой;
в) межотраслевой (функциональной;
г) специальной компетенции [5, с. 655].
Органы исполнительной власти, общей компетенции осуществляют руководство на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности государственного управления. К органам исполнительной власти общей компетенции относятся Совет Министров –Правительство Республики Беларусь, исполнительные комитеты местных органов управления и местные администрации районов в
городах. Органы общей компетенции являются коллегиальными.
Органами исполнительной власти отраслевой компетенции являются те, которые проводят государственную политику и осуществляют регулирование
и управление порученными
им отраслями хозяйственного, социально-культурного
и административно-
Органы исполнительной власти
межотраслевой компетенции
специальные функции для всех или большинства отраслей и сфер
деятельности (управления). Данные органы наделены надведомственными
полномочиями по отношению к организационно неподчиненным им
управляемым объектам [17, с. 302], т.е. они обеспечивают координацию,
согласованность и единство
действий при решении
компетенции, т.к. их деятельность является функциональной и
распространяется на все или большинство отраслей управления. В
отличие от отраслевого (так называемого «линейного») управления,
представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные правоотношения. Традиционно к органам межотраслевой компетенции относят государственные комитеты, например, Государственный комитет по стандартизации, Государственный комитет по науке и
технологиям и др.
Некоторые авторы выделяют органы исполнительной власти специальной
компетенции и относят к ним те, которые осуществляют преимущественно одну и ту же функцию государственного управления.
4. По порядку (способу и процедуре) формирования органы исполнительной
власти можно классифицировать на:
а) избираемы;
б) образуемые;
в) назначаемые [16, с. 148].
Избираемые органы исполнительной
власти, как, например, в России администрации
административно-
Образуемые органы исполнительной власти могут учреждаться как новые органы, создаваться на базе реорганизованных органов, ликвидироваться с передачей их функций другим органам, ликвидироваться вместе с их функциями в случае, если отпала необходимость в осуществлении соответствующих функций и полномочий.
5.По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются
а) коллегиальные;
б) единоначалъные [16, с. 149].
Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по наиболее важным вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их . К данным органам
исполнительной власти относятся Совет Министров Республики Беларусь, исполнительные комитеты всех трех уровней и местные администрации
районов в городах.
Единоначальными органами являются те, в которых решающая роль в принятии и осуществлении решений по вопросам их компетенции принадлежит возглавляющим данные органы руководителям. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, создает возможность для использования индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными органами исполнительной власти в Республике Беларусь являются министерства и государственные комитеты.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
В настоящее время в Республике Беларусь сама система органов исполнительной власти крайне подвижна и элементы (формы, виды), входящие в нее, довольно часто присоединяются, преобразуются, ликвидируются, создаются, учреждаются. Только за последние десять лет по вопросам совершенствования системы республиканских органов государственного управления (начиная с Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 1997 г. № 30), подчиненных Правительству Республики Беларусь, было издано более 40 указов Президента.
Все это подталкивает к
мысли о необходимости
В рамках системного подхода
к построению работающей государственной
власти необходимо разработать концептуальную
программу последовательного
Следует сформулировать принципы государственного управления и очертить систему законодательства о государственном управлении и соответственно о республиканских органах государственного управления. Наряду с Кодексом о государственном управлении и местном самоуправлении должно действовать довольно большое число законодательных и иных актов, регулирующих отношения в сфере государственного управления, в том числе и Закон о системе органов исполнительной власти в Республике Беларусь.
Необходимость разработки концепции проекта Закона Республики Беларусь «О системе органов исполнительной власти в Республике Беларусь» и в последующем его принятие позволят наряду и в развитие положений Кодекса о государственном управлении и местном самоуправлении устранить неясности, а подчас и противоречия, содержащиеся в действующих нормативно-правовых актах. [8,с.10].
Законодательное определение составных частей рассматриваемой системы органов, придание Правительству Республики Беларусь статуса высшего органа в системе органов исполнительной власти даст возможность отграничить органы исполнительной власти от государственных органов иных ветвей власти и, прежде всего, от органов государственного управления, а также закрепит за органами, подчиненными непосредственно Президенту Республики Беларусь, статус консультативно-совещательных, органов государственного управления, но не органов исполнительной власти.
Подводя итоги рассмотрения проблем функционирования исполнительной
власти Республики Беларусь
теоретического и практического
характера, можно сделать вывод,
что такие дефиниции как «
власть», «исполнительная власть», «орган государства», «орган
исполнительной власти»
досконально не отражены в нормативно-правовых
актах. Следует согласиться с мнением
В. Н.Дубовицкого, что необходима разработка
концептуальной программы развития исполнительной
власти в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную
ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Республики
Беларусь, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее
властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до
признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.
Исполнительная власть самостоятельна,
но только в функционально-
реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством),
для чего используется определенная часть государственно-властных
полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю
законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть
можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой
государственной власти или же ее механизма.
Однако необходимо учитывать,
что действующим
Республики Беларусь фиксируются функции и компетенция не самой
исполнительной власти, как
государственно-правового
субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной
организации.
Исполнительная власть - необходимый
атрибут государственно-
механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции
Республики Беларусь года законодательная власть осуществлялась
только на республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном
смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые
отсутствуют, так как все субъекты Республики Беларусь вправе
осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие
законов. Естественно, что
на указанных уровнях
исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви
государственной власти, исполнительная власть в ее
государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует.
Например, ее нет на уровне
отдельных государственных
учреждений, негосударственных формирований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. О функциях исполнительной власти, - Бельский К.С. -М.: Юрист, 1995. - 189 с.
2.Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь. – 1991. - №31.- Бодак А. Н. - Минск, 2005. – 129 с.
3. Лекции по административному праву- Антопольская М.В-Мн.:Юрист,1995-432 с.
4.Органы государственной власти Республики Беларусь,
Конституц.-правовой статус: Василевич Г.А. Учеб. пособие / Бел. негос. ин-т правоведения. -2-е изд., доп. - Мн.: Науч.-образоват. о-во с огранич. ответственностью "Бип-С", 1999. – 243 c.
5. Курс административного права РФ, - Габричидзе Б.Н. - М.: «Дашков и К», 2003. - 978 с.
6. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и
право. – Денисов С.А -2002. -№3. - 121 с.