Развитие избирательной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является всестороннее изучение избирательной системы России.
Чтобы достичь вышесказанного, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации.
Описать принципы избирательного права.
Выявить разновидности избирательной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Этапы становления и развития избирательной системы России………………………………………………………………………5
Дореволюционный этап…………………………………………………5
Советский этап …………………………………………………………..8
Понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации, их принципы……………………………………………… ..11
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы …………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 56.11 Кб (Скачать файл)
Минобрнауки России
Национально-исследовательский университет
Новосибирский государственный университет (НГУ)
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному праву Российской Федерации
на тему:
Развитие избирательной системы в России

 

 

Выполнила: студентка 2 курса ЮФ
группа 0920(1), Козлова И.В.
Проверила:
К.ю.н., доцент Раздъяконова Е.В.

 

 

Новосибирск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
  1. Этапы становления и развития избирательной системы России………………………………………………………………………5
    1. Дореволюционный этап…………………………………………………5
    2. Советский этап …………………………………………………………..8
  2. Понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации, их принципы……………………………………………… ..11
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы …………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема «Развитие избирательной системы в России» является очень актуальной для современности. На сегодняшний роль такая подотрасль конституционного права, как избирательное право, имеет необычайно важное значение и всё более претендует на статус самостоятельной отрасли права, что и утверждают многочисленные ученые-правоведы. Данный процесс объясняется тем, что в наш век такой институт, как народовластие, является одной из конституционных основ Российской Федерации. Именно от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местного уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны в обозримый период1.
У истоков реформирования современного российского избирательного права и избирательной системы находятся причины, связанные со становлением абсолютно новых отношений во всех сферах государственной и общественной жизни, а также с изменением соотношения социальных сил в обществе.
Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного  самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих правоведов. Изучением избирательной системы Российской Федерации занимались такие известные ученые, как И.В.Выдрин, С.Д.Князев, А.А.Вишняков, В.Н.Белоновский, В.И.Лысенко, С.А.Авакьян, С.Д.Князев, А.Х.Руппель, М.С.Матикович и другие. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся избирательной системы России.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются те факторы, которые оказывают существенное влияние на становление, изменение, развитие избирательной системы Российской Федерации. Предметом – нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, которые непосредственно регулируют вопросы избирательного права.
Целью данного исследования является всестороннее изучение избирательной системы России.
Чтобы достичь вышесказанного, необходимо выполнить следующие задачи:
  1. Рассмотреть понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации.
  2. Описать принципы избирательного права.
  3. Выявить разновидности избирательной системы.
  4. Выделить стадии избирательного процесса и выполнить их анализ.
  5. Выяснить, какие проблемы избирательной системы существуют в настоящее время.
  6. Предложить варианты их решения.
Для реализации целей и решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:
  1. Диалектико-материалистический.
  2. Метод научного познания.
  3. Системно-структурного анализа.
  4. Сравнительный.
Структура данной работы определяется введением, двумя частями, заключением и списком использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этапы становления и развития избирательной системы России

 

    1. Дореволюционный этап

 

История России очень неординарна и существенно отличается от истории зарубежных стран. Данный момент достаточно хорошо прослеживается на примере развития избирательной системы в нашем государстве.
Избирательная система в Российском государстве имеет длительную историю развития, насчитывающую несколько столетий. Первой предпосылкой ее появления является образование институтов народовластия на Руси, что произошло в X-XII веках на северо-западе страны. Именно тогда появилось вече – высший орган власти, решавший важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер2.
В дальнейшем существенное развитие избирательной системы в Российской Империи продолжилось в XIX веке, с принятием в 1864 году Земской реформы Александром II. Таким образом, во второй половине названного столетия были созданы земские учреждения – органы местного самоуправления, подразделяющиеся на губернские и уездные, имеющие множество важнейших полномочий, таких, как попечение о развитии народного образования, способствование торговле, промышленности, земледелию на местном уровне, обеспечение исправности дорог, контроль за земскими заведениями, земским страхованием, сбором повинностей, предупреждением и тушением пожаров и т.д. С введением земских учреждений появились земские выборы, которые отличались следующими чертами:
  1. Цензовость - наличие требований к размеру имущества, позволяющему принимать участие в выборах.
  2. Сословность (существовало разделение избирателей по сословиям).
  3. Куриальность. Сословия голосовали по избирательным куриям, которых существовало три:

а) дворяне-помещики;

б) городские землевладельцы, гильдейские купцы, владельцы торгово-промышленных заведений;

в) крестьяне.

Дальнейшее развитие избирательной системы ознаменовалось принятием Манифеста от 6 августа 1905 года, в соответствии с которым осуществлялось создание Государственной Думы. Правовой основой первых ее выборов стало Положение о выборах, утвержденное императорским указом одновременно с Манифестом о ее создании3. Выборы в данный орган не носили  всеобщий характер, опираясь на половой ценз (права голоса не имели женщины, однако они могли реализовывать право участия в выборах через ближайших родственников), возрастной ценз (возможность голосовать была только у лиц, достигших двадцатипятилетнего возраста), куриальный ценз и ценз оседлости (права на участие в выборах лишались состоящие на действительной военной службе военнослужащие, а также бродячие и иностранцы). Лица, являющиеся несостоятельными должниками вследствие собственных виновных действий, и преступники, совершившие преступления против собственности и корыстные преступления, также не могли голосовать. Аналогичного права лишались и граждане, имеющие должности губернаторов, вицегубернаторов, градоначальников, помощников градоначальников, полицейских.
Законодательство о выборах необыкновенно сложно. Это, быть может,  самая запутанная и несовершенная система выборов, которая когда-либо существовала. Это существенный ее недостаток, поскольку, чем сложнее избирательная система,  тем больше возможностей для всякого рода ошибок  подлогов4.
Дальнейшее развитие законодательной базы об избирательной системе продолжилось с принятием 3 марта 1917 года Декларации о составе и задачах Временного правительства. Согласно данному документу, произошли следующие изменения:
  1. Важнейшей целью стала подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания.
  2. Осознана необходимость в выборах в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.
  3. Устранены ограничения для солдат в пользовании общественными правилами, предоставленными всем остальным гражданам5.
Кроме того, важнейшим актом, регулирующим избирательные отношения, стало Положение о выборах в Учредительное собрание, самый совершенный, самый безупречный, самый демократичный закон всех времен и всех стран6, согласно которому в качестве основополагающей цели принимается утверждение конституционных основ нового политического и государственного устройства, выработанных Временным правительством. Принципы участия населения в выборах членов Учредительного собрания стали более демократичными. Это заключалось в том, что отныне выборы являлись всеобщими, равными, прямыми, осуществлялись при тайном голосовании. Они могли считаться состоявшимися в том случае, когда явка избирателей была не менее 90 процентов от общего числа занесенных в списки по округу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Советский этап

 

Основные положения, характеризующие избирательную систему советского периода, закреплены в Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1936, 1937, 1978 года.
В Конституции 1918 года была установлена многоступенчатая система выборов в советы: выборы в городские и сельские советы являлись прямыми; выборы делегатов дальнейших уровней производились на съездах советов, опираясь на принципы делегирования и представительства. По-прежнему существовали определенные критерии, позволяющие принимать участие в выборах. Данную возможность имели представители отдельных социальных групп – «трудящиеся». Оставался в наличии возрастной ценз, однако отныне  была возможность понижения возраста, с которого становилось реальным реализовать избирательные права. Данный вопрос решался Местными Советами с разрешения центральной власти.
Следующим актом, характеризующим дальнейшее развитие избирательной системы, является Конституция РСФСР 1925 года. В данном документе говорится, что правом избирать и быть избранными в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п. следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет: а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда; б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-крестьянских Красных Армии и Флота7; в) граждане, относящиеся к вышеназванным категориям, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность. Кроме лиц, вступивших в число граждан РСФСР, пользовались активным и пассивным избирательным правом граждане других союзных советских республик, пребывающие на территории РСФСР, иностранцы, проживающие на территории РСФСР для трудовых занятий и принадлежащие к рабочему классу на основе постановлении верховных органов СССР8. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества  и т.п. ; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков; служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов; лица, признанные душевнобольными и умалишенными; лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок9. Существовал определенный порядок производства выборов. Согласно Конституции 1925 года, день проведения выборов устанавливали местные советы или их исполнительные комитеты. Порядок производства выборов определялся ВЦИКом или его Президиумом.
Конституция РСФСР 1937 года завершила большой этап государственного строительства, сделав важный шаг к переходу к принципу равных политических прав всех граждан. Согласно данному документу, выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они являлись всеобщими: все граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав10. Женщины пользовались избирательными правами наравне с мужчинами. Кандидаты при выборах выставлялись по избирательным округам.

Информация о работе Развитие избирательной системы в России