Согласно положениям Конституции
РСФСР 1978 года, выборы во все Советы народных
депутатов производились на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании11. Право выдвижения кандидатов
в депутаты принадлежало организациям
Коммунистической партии Советского Союза,
профессиональных союзов, Всесоюзного
Ленинского Коммунистического Союза Молодежи,
кооперативным и другим общественным
организациям, трудовым коллективам, а
также собраниям военнослужащих по воинским
частям12. Также гражданам РСФСР и общественным
организациям гарантировалось свободное
и всестороннее обсуждение политических,
деловых и личных качеств кандидатов в
депутаты, а также право агитации на собраниях,
в печати, по телевидению и радио. Выборы
проводились по округам. Избиратели имели
возможность дать наказы своим депутатам.
Серьезные изменения в избирательной
системе страны произошли в связи с принятием
Закона «О выборах народных депутатов
СССР» от 1 декабря 1988 года. Согласно положениям
данного акта избирательное право оставалось
всеобщим, равным, прямым. Выборы проводились
при тайном голосовании избирательными
комиссиями, опираясь на принцип гласности.
Была закреплена возможность участия
граждан, трудовых коллективов и общественных
организаций в подготовке и проведении
выборов народных депутатов СССР. Конституция
рассматривала вопросы о несовместимости
статуса народного депутата СССР с должностным
положением; расходах, связанных с выборами
народных депутатов СССР и о материальном
положении последних; ответственности
за нарушение законодательства о выборах
народных депутатов СССР. Избиратели получили
право выдвижения альтернативных кандидатов.
Таким образом, к моменту принятия
последнего из рассматриваемых актов
избирательная система претерпела значительные
изменения и была существенно демократизирована:
для нее были характерны альтернативные
выборы, голосование по месту жительства,
возможность выдвижения неограниченного
числа кандидатов. В результате действия
данной системы в нашей стране впервые
было создан представительный орган государственной
власти. Это был самостоятельный, независимый
орган власти, а сделали его таковым избиратели
и депутаты13.
- Понятие избирательного права
и избирательной системы Российской Федерации, их принципы
В отечественной правовой науке
выделяются объективный и субъективный
подходы в определении избирательного
права. В определении объективного избирательного
права в российском правоведении отсутствует
единая точка зрения. Сложность данного
вопроса проявляется и в том, что некоторые
правоведы рассматривают избирательное
право в качестве правового института,
другие – в качестве подотрасли конституционного
права. В связи с этим определения объективного
избирательного права можно разделить
на две группы. К первой группе относятся
определения, авторы которых рассматривают
избирательное право в качестве правового
института. По мнению А.А.Вишнякова и В.И.Лысенко,
избирательное право – институт конституционного
права, представляющий собой самостоятельную
систему правовых норм, содержащихся в
Конституции Российской Федерации, законодательных
и иных нормативно-правовых актах, которые
регулируют общественные отношения деятельность
субъектов избирательного процесса, устанавливает
их права и обязанности в сфере осуществления
народовластия при проведении свободных
выборов в органы государственной власти
и представительные органы местного самоуправления.
Вторую группу составляют определения,
авторы которых рассматривают избирательное
право в качестве подотрасли конституционного
права (С.А.Авакьян, С.Д.Князев). Под избирательным
правом С.А.Авакьян понимает подотрасль
конституционного права, охватывающую
совокупность конституционно-правовых
норм, закрепляющих принципы избирательной
системы России, порядок подготовки и
проведения выборов депутатов и выборных
должностных лиц, органов государственной
власти и местного самоуправления. С.Д.Князев
констатирует, что избирательное право
является подотраслью государственного
права Российской Федерации, имеющей собственный
предмет, метод, систему правового регулирования.
Позиция автора второй группы определений
представляется более верной.
Избирательное право в настоящее
время выступает в качестве подотрасли
конституционного права.
С конца девяностых годов XX
века в российской научной литературе
стала высказываться точка зрения о том,
что избирательное право со временем может
перерасти в правовое системное образование
с более высоким уровнем организации,
специальную отрасль права. В некоторых
работах встречается мнение, что избирательное
право является производной отраслью
конституционного права. По их мнению,
об избирательном праве можно вести речь
как о самостоятельной отрасли права,
которая отделилась от конституционного
права. Данная позиция аргументируется
следующими фактами: избирательное право
имеет свой предмет правового регулирования;
оно стало одной из динамично развивающихся
и широко применяемых отраслей права и
регулирует большой круг граждан и юридических
лиц; современное избирательное право
образует множество законодательных и
подзаконных нормативно-правовых актов.
С позицией данных авторов можно
согласиться, но лишь частично. Большой
массив нормативной базы не в любом
случае может обосновывать существование
самостоятельной отрасли права. Однако
наличие собственного предмета, а также
интенсивное применение правовых норм
может способствовать развитию избирательного
права как отдельной отрасли. Таким образом,
разумным было бы принять точку зрения,
которая заключается в том, что избирательное
право имеет особый социально-политический
статус и предназначение в правовой системе
Российской Федерации и не исключено дальнейшее
преобразование данной дисциплины в самостоятельную
отрасль российского права.
Субъективный подход к определению
избирательного права связывается с субъективными
избирательными правами и обязанностями
российских граждан. Субъективное избирательное
право – это право конкретного гражданина
Российской Федерации, а в предусмотренных
законом случаях и иностранных граждан
избирать и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Субъективное избирательное право занимает
центральное место в содержании объективного
права, которое устанавливает механизмы
его реализации. Субъективный характер
избирательных прав выражается в следующем:
данные права принадлежат личности; они
выступают как вид и меры ее возможного
поведения. Граждане Российской Федерации
и иностранные граждане (в предусмотренных
законом случаях) не только могут принимать
участие в выборах, но и имеют право требовать
от обязанных лиц создания надлежащих
условий для осуществления своих избирательных
прав. Выделяются активное и пассивное
избирательное право. Активное – это право
граждан выбирать органы государственной
власти и органы местного самоуправления
их должностных лиц. Пассивное – право
граждан Российской Федерации, достигших
на день выборов возраста, предусмотренного
Конституцией Российской Федерации, быть
избранным в органы государственной власти
и органы местного самоуправления. Объективное
и субъективное избирательное право тесно
взаимосвязаны. Данное суждение можно
подтвердить следующими фактами:
- Объективное избирательное
право является нормативной формой бытия
субъективных избирательных прав.
- В нормах объективного избирательного
права устанавливаются модели правового
поведения правомерного и неправомерного
субъектов избирательных отношений.
- Объективное избирательное
право определяет порядок осуществления
субъективных прав.
- В объективном избирательном
праве фиксируются гарантии защиты и охраны
избирательных прав граждан.
- Объективное избирательное
право служит официальным критерием оценки
законности поведения субъектов избирательных
прав.
Предметом избирательного права
являются общественные отношения регулируемые
его нормами. Круг данных общественных
отношений в последнее время потерпел
существенные изменения за счет выделения
из него таких институтов народовластия,
как референдум и отзыв депутатов и выборных
должностных лиц.
У каждой крупной системы правовых
норм, в том числе и у избирательного права,
существуют особенности метода правового
регулирования. Метод избирательного
права основывается на методах конституционного
права. Среди данных методов особое значение
имеет метод правового регулирования,
который определяется способами правового
регулирования. От их соотношения и зависит
метод: либо запрет, либо дозволение, либо
обязанность.
Принципы избирательного права
согласно общетеоретической характеристике
данной категории представляют собой
исходные начала правового регулирования
общественных отношений14.
Принципы избирательного права
отражают основные начала, которые являются
фундаментом правового регулирования
электоральных избирательных отношений.
Они представляют собой закономерности,
устои данной подотрасли конституционного
права, образуют рамки, которые складываются
в механизм правового регулирования и
определяют дальнейший законотворческий
процесс. М.В.Баглай понимает под принципами
избирательного права обязательные требования
и условия, отмечает, что без их соблюдения
любые выборы не могут быть признаны легитимными.
В действующем законодательстве нормы,
раскрывающие принципы избирательного
права, недостаточно систематизированы.
В научной литературе предлагается довольно
много классификаций принципов избирательного
права. А.И.Ким делил их на принципы внешней
и внутренней организации избирательного
корпуса. К первой группе он относил всеобщность
выборов, а ко второй – равные и прямые
выборы. А.Х.Руппель выделял основные,
классические принципы (всеобщее избирательное
право, прямые выборы и т.д.) и дополнительные
(ответственность депутатов перед избирателями,
проведение выборов специальными органами
и т.д.). М.С.Матикович предлагает систематизировать
принципы реализации избирательных прав
граждан следующим образом:
- Основные начала обеспечения
реализации избирательных прав граждан
(свобода обязательств, периодичность
выборов и др.).
- Основные начала индивидуального
участия гражданина в осуществлении избирательных
действий (всеобщее, равное, прямое избирательное
право при тайном голосовании и др.).
Принципы избирательного права
преимущественно закреплены законодательно
в ст. 3 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»:
- Гражданин Российской Федерации
участвует в выборах на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
- Гражданин Российской Федерации
участвует в референдуме на основе всеобщего
равного и прямого волеизъявления
при тайном голосовании.
- Участие гражданина в выборах
и референдуме является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие
на гражданина Российской Федерации с
целью принудить его к участию или
неучастию в выборах и референдуме либо
воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
- Гражданин Российской Федерации,
проживающий за пределами ее территории,
обладает всеобщей полнотой избирательных
прав при проведении выборов в федеральные
органы государственной власти , а также
обладает в полном объеме правом на участие
в референдуме Российской Федерации. Дипломатические
представительства, консульские учреждения
Российской Федерации обязаны оказывать
содействие гражданину Российской
Федерации в реализации установленных
настоящим Федеральным законом, иным федеральным
законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные
органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
- Деятельность комиссий при
подготовке и проведении выборов, референдума,
подсчета голосов, установлении итогов
голосования, определении результатов
выборов, референдума осуществляется
открыто и гласно.
- Иностранные граждане, за исключением
случая, указанного в пункте 10 статьи 4
настоящего Федерального закона, лица
без гражданства, иностранные граждане
не вправе осуществлять деятельность,
способствующую либо препятствующую выдвижению
кандидатов, списков кандидатов, избранию
зарегистрированных кандидатов, выдвижению
инициативы проведения референдума
и проведению референдума, достижению
определенного результата на выборах,
референдуме.
- Выборы и референдумы организуют
и проводят комиссии. Вмешательство в
деятельность комиссий со стороны законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти , органов местного
самоуправления, организаций, должностных
лиц, иных граждан не допускается15.
Таким образом, принципы избирательного
права можно разделить на два вида:
- Организация и проведение выборов. В данную группу следует отнести
следующие принципы:
- Свобода выборов. Соответственно
данному принципу, выборы осуществляются
без принуждения участия в
них.
- Периодичность выборов – принцип,
характеризующийся тем, что выборы проводятся
в определенный законом срок и через обозначенный
промежуток времени. Это позволяется избежать
незаконного увеличения срока нахождения
у власти.
- Обязательность выборов. Выборы
– единственный легитимный способ формирования
исполнительных и представительных органов
государственной власти и органов
местного самоуправления.
- Альтернативность. Данный
принцип призван обеспечить благоприятную
реальную состязательность граждан на
выборах. В ходе реализации этого принципа
предотвращается возможность безальтернативных
выборов, при которых они превращаются
в пустую формальность16.
- Независимость органов,
занимающихся организацией и обеспечением
проведения выборов, - принцип, согласно
которому данные комиссии в пределах своей
компетенции независимы от органов
государственной власти и органов местного
самоуправления17
- Принципы участия российских
граждан на выборах, куда входят всеобщее,
прямое, равное избирательное право, тайное
голосование при добровольном участии
в выборах.
- Всеобщее избирательное
право. Гражданин, достигший установленного
законом возраста, имеет возможность участвовать
в выборах в качестве избирателя и в иных
избирательных действиях, а также быть
избранным органы государственной власти
и органы местного самоуправления независимо
от национальности, расы, пола, вероисповедания,
места жительства, должностного положения
и внутренних убеждений.
- Прямое избирательное
право. Любые формы косвенных выборов
противоречат федеральному законодательству
и являются недопустимыми при формировании
государственной и муниципальной власти.
Также не могут иметь место многостепенные
выборы.
- Принцип равного избирательного
права – обязательный элемент отечественного
избирательного права. Граждане участвуют
в выборах на равных основаниях. У всех
избирателей, голосующих по одной избирательной
системе, по одним и тем же вопросам, имеется
равное количество голосов. В научной
литературе отмечается отсутствие прямого
законодательного закрепления этого принципа.
Косвенное закрепление принципами права
избирательного права применительно к
степени значимости голоса каждого избирателя
все же присутствуют с определенной спецификой.
Формальная конкретизация принципа равного
избирательного права граждан в отношении
голосов избирателей состоит в требовании
не абсолютного, а примерного равенства
избирательных округов по количеству
избирателей. Можно согласиться с тем,
что принцип равного избирательного права
невозможно реализовать в полном объеме.
Поэтому являются допустимыми некоторые
отступления от рассматриваемого принципа.