Развитие концепций правового государства в юридической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием
12 декабря 1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки государства……………………………………………...4
1.1. Понятие государства……………………………………………………….4
1.2. Признаки государства ……………………………………………………..8
2. Понятие и признаки правового государства………………………………...18
2.1. Понятие правового государства………………………………………….18
2.2. Основные характеристики правового государства……………………..19
2.3. Основные признаки правового государства…………………………….20
2.4. Принципы организации деятельности правового государства………...22
3. Развитие концепций правового государства в юридической науке……….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ТГП чистовик наверно.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Правовое  государство с точки зрения сущности, рассматривается в двух аспектах: 1) социальном и 2) формально–юридическом.

В социальном аспекте правовое государство рассматривается, как способ организации общества. В формально–юридическом аспекте правовое государство рассматривается, с точки зрения сформированного государственного аппарата, осуществляющего функции государства и т.п.

Термин  правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин "правовое государство" (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Теория правового государства обсуждалась такими философами, как; Кант, Монтескье, Эрик Фром, Гегель, Спиноза и др. Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше.25

 

2.2. Основные характеристики правового государства.

Экономическая, социальная и нравственная основы правового  государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 

Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.26

Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.27

 

2.3. Основные признаки правового государства.

1. Верховенство  закона во всех сферах общественной  жизни. В системе правовых ценностей  высшей формой выражения, организации  и защиты свободы людей является  закон. В законах государство  устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной  закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство  закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Реальность  прав личности, обеспечение ее  свободного развития. В социально-политической  жизни свобода человека выступает  как его право. Правовое государство  признает за индивидом определенную  сферу свободы, за пределы которой  вмешательство государства недопустимо.

Правовой  характер свободы индивида проявляется  в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная  ответственность государства и  личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.28         

На тех  же правовых началах строится ответственность  личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать  тяжести совершенного правонарушения.

Правовой  характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная составная часть складывающегося  в обществе права.

 

2.4. Принципы организации деятельности правового государства.

Правовое  государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.29

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако  верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная  власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.30

3. Развитие концепции правового государства в юридической науке

 

Государство и право теснейшим образом  связаны друг с другом. Государство  использует право во всех сферах своей  деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это  совсем особый тип взаимоотношений  права и государства.31

Античные  философы о правовом государстве:

Первые представления  о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться  еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических  представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали  политико-правовые идеи и институты  Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и  права в организации Афинского  государства на демократических  началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий  архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением  к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль  о том, что государственность  вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались  найти такое взаимодействие между  правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное  функционирование общества и при  котором закон общеобязателен как  для граждан, так и для самого государства.32

Самое раннее из дошедших до нас определений государства  как правового сообщества принадлежит  Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Таким образом, ряд идей правовой государственности  появился уже в античном мире, а  теоретически развитые концепции и  доктрины правового государства  были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму  и возникновения нового социально-политического  строя.

Идеи правового государства в XVIII-XIX вв.

В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового  государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный  вклад в теорию правового государства  в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и  другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С  их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.33

Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых  прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение  на право собственности (лишение  части собственности, повышение  налогов) рассматривается Локком как  проявление деспотизма. Чтобы не допустить  злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и  исполнительную власть и подчинить  законодателей действию ими же созданных  законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни  для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может  быть сделано исключение из законов этого общества».

Наконец, Локк решительно отстаивает и право  народа на разрыв соглашения с правительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы. Однако восстание  не должно быть актом меньшинства.

С мнением Монтескье связано детальное обоснование принципа разделения властей и идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная цель государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.

Информация о работе Развитие концепций правового государства в юридической науке