Республиканская форма правления: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Рассмотрено понятие формы правления.
Изучены понятие и признаки республиканской формы правления.
Проанализированы особенности президентской, парламентской,

Вложенные файлы: 1 файл

КУ.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами:

- избирательная система

- права и свободы и другие.

Единственную систему  органов государственной власти составляют особые представительные органы — Советы разных уровней, объединённые иерархией и соподчинённостью. По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.

Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты, если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы.

Для данного типа правления  основополагающими являются следующие  черты:

Принцип разделения властей не признаётся, так как руководствующая в обществе марксистско-ленинская теория отвергала этот принцип, как игнорирующий классовую природу государства;

Действует принцип демократического централизма;

Функции парламента выполняют или сами Советы, или их палаты;

Функции главы государства  выполняют коллегиальные президенты — Президиумы Советов (в СССР - всесоюзного и республиканского уровней);

Действует императивный депутатский мандат — депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае неоправдания доверия;

Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике советской республики само понятие «местное самоуправление» не употребляется);

Функции главы правительства выполняют коллегиальные органы — бюро или Президиумы Советов Народных Комиссаров, либо Советов Министров;

Функции главы законодательной  власти выполняют коллегиальные спикеры — президиумы Советов или Съездов Советов;

В Советы избираются и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных.

Избирательное законодательство СССР предполагало состязательный характер выборов в Советы: ограничения числа выдвигаемых кандидатов в одном округе не существовало, был определён порядок проведения перебаллотировки двух кандидатов, набравших наибольшее, но не абсолютное большинство голосов, для участия в повторном голосовании.7 Однако до 1989 года выборы были, как правило, безальтернативными. Существует мнение, что Советы не обладали реальной властьюи что монополия на власть в стране фактически принадлежала партийной бюрократии.9 Вместе с тем, в условиях однопартийной системы в СССР, избираться в Советы имели право ВЛКСМ, профсоюзы, а также любые общественные организации.10 А до середины 1920-х годов существовала многопартийная система.

Существовала также тенденция  увеличения числа беспартийных депутатов. Так например на I Съезде Советов СССР беспартийных было всего 5,7 %, а уже на III Съезде Советов СССР беспартийных было 20,4 %, в Верховном Совете СССР I созыва беспартийных было меньше 1/5, а в Верховном Совете СССР VIII созыва — уже 54 % беспартийных.

Советские республики можно  подразделить на 3 группы:

Советские республики, в  которых высший орган власти — Съезд Советов. В промежутках, между съездами действуют Центральный исполнительный комитет (по сути — Верховный Совет) и Совет народных комиссаров, который формируется ЦИКом. Депутаты Центрального исполнительного комитета избираются из числа делегатов Съезда Советов. Народные комиссары назначаются из числа депутатов ЦИКа. Таким образом, система Советов формировалась путём многостепенных выборов.           Примерытакихреспублик: СССР (до 1936года), БНСР, ЛБССР (Литбел), 

РеспубликаИсколата (Советская Латвия).

 

 

_________________

7   Очерки по истории выборов и избирательного права. – Калуга, 2002

Джилас М. Новый класс// Лицо тоталитаризма / М. Джилас. М.: Новости, 1992.

9Восленский М. С. Номенклатура. М.: Советская Россия, 1991.

  10Общественные организации // Большая Советская энциклопедия на Яндекс. Словари

 

Советские республики, в  которых высший орган власти — Верховный Совет. Он и Советы всех уровней избираются напрямую народом. Совет Народных Комиссаров/Совет Министров формируется Верховным Советом. Народные комиссары/министры назначаются из числа депутатов Верховного Совета. Примеры таких советских республик: СССР (1936—1989) и Тувинская Народная Республика.

Советские республики, в  которых единственным высшим органом  власти являлись Советы. Главой государства является его председатель (или председатель его президиума), а правительством — исполнительный комитет. Такое устройство обусловлено малым территориальным размером. Примеры таких советских республик: Республика Найссаара, Тарнобжегская республика, Лабинская республика, Советский Лимерик и т. д.

Республика такого рода впервые  возникла в России в 1917 году и затем была создана ещё в ряде социалистических государств. Во многом институты советской республики служили прикрытием диктатуры коммунистической партии. В результате краха коммунистических режимов наблюдался отказ от советской формы правления в пользу классических форм республиканской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы рассмотрели республику как форму правления. В работе были приведены примеры различных  вариантов республиканской формы  правления по всему миру. Из этого  можно сделать вывод, что республика — это форма правления, в которой  высшая государственная власть принадлежит  выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность  перед избирателями.

Республике присущ демократический  способ образования верховных органов  государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими  органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с  избирателями и ответственны перед  ними.

Республиканская форма правления  зародилась в рабовладельческих  государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической  Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными  гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной  власти принимала участие военно-земельная  знать.

В эпоху феодализма республиканская  форма правления применялась  нечасто. Она возникала в тех  средневековых городах, которые  имели право на самоопределение. Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские  советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом  тем, какой из органов верховной  власти — парламент или президент  — формирует правительство и  направляет его работу и перед  кем — парламентом или президентом  — правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать  отставки правительства, выразив ему  недоверие, т.е. правительство несет  перед парламентом ответственность  за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически  это означает, что правительство  формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его  деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика —  это форма правления, где президент  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует  правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках  обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции  главы государства и главы  правительства выполняет президент.

Существуют смешанные  «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность  по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления  доказали исключительную живучесть, приспособляемость  к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все  государства облекаются именно в  названные формы. Так, согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация относится  к смешанной (полупрезидентской) республиканской  форме правления.

Таким образом, форма правления  раскрывает способ организации верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в  их формировании. Республиканская форма  правления характерна для современных  конституционных государств с демократическим  политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента.

Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города - республики.

Во-вторых, за внешне демократической  республиканской формой правления  вполне может стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы  правления приобрела большую  популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.

Таким образом, после рассмотрения различных форм правления возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельность государственного аппарата. Проблема формы правления - это прежде всего  проблема признания или непризнания  разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

Можно также отметить то, что республике присущ демократический  способ образования верховных органов  государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими  органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с  избирателями и ответственны перед  ними

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании  формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным  с полной уверенностью отнести к  той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.

Республика как форма  правления доказала исключительную живучесть, приспособляемость к  различным условиям и эпохам политической истории. По сути, большинство государств облекаются именно в названные формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Нормативные правовые акты

 

1. Конституция РФ принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993г.

          2. Ст. 1 раздел 1 Конституции Соединенных Штатов Америки

3. Ст. 2 раздел 1 Конституции Соединенных Штатов Америки

4. Ст. 3 раздел 1 Конституции Соединенных Штатов Америки

 

  1. Научная литература, монографии, статьи

1. Восленский М. С. Номенклатура. М.: Советская Россия, 1991.

2. Джилас М. Новый класс// Лицо тоталитаризма / М. Джилас. М.: Новости, 1992.

3. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть. Под ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК. 2001, - С.564.

4.Очерки по истории выборов и избирательного права. – Калуга, 2002.

5.Общественные организации // Большая Советская энциклопедия на Яндекс. Словари.

6.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М.,1993.

7. Современные зарубежные конституции. - Маклаков В.В., М.,2003

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1999,- С.568.

9. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2002,-С. 983.

3. Учебная литература

1. Алексеев С.С. Теория  государства и права. Учебник  М.: Юристъ 2002.

2. Венгеров А.В. Теория  государства и права. М.: «Новый  Юрист», 1998,- С.136. 
3. Мишин А.А. Теория государства., учебн. пособие, М.: Проспект,  2000 , - С.356. 
4. Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь. 2001,- С. 368.

5. Общая теория права: Учеб. - М., 1998.

1 Общая теория права: Учеб. - М., 1998. – С.26

2 Мишин А.А. Теория государства., учебн. пособие,- М.: Проспект,  2000.- С. 94.

 

3 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1999.- С.112

Информация о работе Республиканская форма правления: понятие и признаки