Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью данной работы является исследование республиканской формы правления.
Задачи работы:
-Изучить формы государства, понятие и классификацию форм правления.
-Определить понятия и признаки республиканской формы правления.
-Изучить виды республик, а именно, президентскую, парламентскую и другие виды республик.
Объектом в данном исследовании является форма правления государства.
ВВЕДЕНИЯ…………………………………………………......................................3
ГЛАВА 1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки республики………………………………………..5
1.2. Виды республик…………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ
2.1. Классификация форм правления ……………………...………………15
2.2. Основные разновидности формы правления …………...……………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..............................21
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
В такой республике правительство формируется парламентом из депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации.
Глава государства в парламентской республике обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами .
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Смешанные
республиканские формы
Ярким примером первого типа является Франция.
“Франция
является неделимой, светской, демократической
и социальной Республикой”. Так
установила конституция Франции 1958
г. Основной закон установил
Главная
черта конституции 1958 г. - концентрация
политической власти в руках исполнительных
органов. Сосредоточение власти в руках
главы государства и
Ко второму типу смешанной республиканской
форме правления относится
История государственно-организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Афинская
демократическая республика (V—IV вв.
до н. э.). Ее особенности и значительный
демократизм обусловливались
Спартанская аристократическая республика (V—IV вв. до н. э.). Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя Спарта располагала сильным войском, удерживающим в повиновении многочисленных рабов-илотов.
Социалистическая республика - это особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Характерной чертой смешанных республик
является двойная ответственность
правительства – и перед президентом,
и перед парламентом. В подобных республиках
президент и парламент избираются непосредственно
народом. Главой государства здесь выступает
президент. Он назначает главу правительства
и министров с учетом расклада политических
сил в парламенте. Глава государства, как
правило, председательствует на заседаниях
кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент имеет возможность контролировать
правительство путем утверждения ежегодного
бюджета страны, а также по средствам права
вынесения правительству вотума недоверия.3
Форма правления характеризует
организации государственной
В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).
Указанный критерий остался вплоть до нашего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения.
Общие черты монархической формы правления независимо от её разновидностей состоит в том, что во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя её по собственному праву. Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия – в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется, безусловно, и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной – посредством или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих, независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований – монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом.
В дуалистических монархиях
за монархом остаются исполнительная
власть, право формировать
В парламентских монархиях назнач
В отличие от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны парламентарные республики и республики президентские.
На выбор правления
оказывает влияние ряд
Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента.
С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне более 5/6 государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления, как видно из приведенных данных, вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило (о некоторых исключениях сказано ниже), не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен.4
В развитых различия между
монархией и республикой
Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда в разной степени, принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках «ценностей египетского общества»).
Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты , в республиках к власти приходят, по существу, монархические президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.
Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно. Большое значение оно имеет для развивающихся стран.6
Информация о работе Республиканская форма правления. Понятие и признаки