Республиканская форма правления. Понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование республиканской формы правления.
Задачи работы:
-Изучить формы государства, понятие и классификацию форм правления.
-Определить понятия и признаки республиканской формы правления.
-Изучить виды республик, а именно, президентскую, парламентскую и другие виды республик.
Объектом в данном исследовании является форма правления государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЯ…………………………………………………......................................3
ГЛАВА 1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки республики………………………………………..5
1.2. Виды республик…………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ
2.1. Классификация форм правления ……………………...………………15
2.2. Основные разновидности формы правления …………...……………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..............................21
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Матковская Н.В., КР, Теория государства и права.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его не ответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в отличие от вице-президента в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной » монархии  «о конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления.

Сторонники монархии достоинством данной формы правления считают прочность поста главы государства, который не зависит от политических перемен и, следовательно, стабильность государственной власти. К числу достоинств относят также беспартийность монарха и, следовательно, теоретически его беспристрастность, который вследствие этого может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых стран, где монарх безвластен, и не отвечают условиям многих развивающихся стран, где монарх властвует, а если он арбитр, то отнюдь не беспристрастный.7

В развитых странах сколько-нибудь заметного движения за ликвидацию монархии и замену ее республикой не существует: монарх в значительной мере лишь почетная должность, он не влияет сколько-нибудь существенно на управление страной. В развивающихся странах есть силы, стремящиеся к ликвидации монархии, их организации являются чаще всего тайными, подпольными. Во многих из этих стран такие организации создавались армейскими офицерами и привели к установлению республики .

 
 

Заключение

В данной работе рассматривается республика как форма правления. Здесь были приведены примеры различных вариантов республиканской формы правления по всему миру. Из этого можно сделать вывод, что всемирные процессы демократизации общества ведут к тому, что республиканская форма правления становится одной из самых массовых в мире.

Но в то же время  во многих странах республика как  форма правления проходит через  эволюцию, постепенно избавляясь от элементов  монархии, и все, более отвечая  принципу разделения властей, становясь  формой правления, которая отражает интересы граждан.

И в Российской Федерации  эти процессы идут нелегко. Но уже  то, что в 1993 году была принята Конституция  РФ, которая является залогом того, что российское государство стоит  на пути развития демократии.

Многие критикуют государственное устройство России. Это нормальный процесс. Государственная власть должна осуществлять свои полномочия для народа и служить народу. Поэтому она может модифицироваться в ходе своего существования, чтобы в наиболее полной мере отражать интересы и чаяния народа.

Так во Франции после  недолгого существования четвёртой  республики, была принята новая конституция  и произошла корректировка схемы  осуществления государственной  власти республики, которая больше подходила для данной страны и  данного народа. Сейчас мы получили результат этой реформы. По различным социальным показателям Франция занимает одни из первых мест в мире.

Данный пример отражает принципы функционирования республики в истинно демократическом государстве, где власть осуществляет свои полномочия для народа и ради народа.

Данный пример очень  поучителен для России, где участие  в процессе управления страной до сих пор рассматривается как  возможность доступа к «кормушке», а принципы демократии, закреплённые в Конституции не действуют в полном объёме.

В цивилизованных странах  президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской  Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между  формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

В республиканских формах правления имеются определенные недостатки, о чем уже говорилось. А появление так называемых смешанных нетипичных форм правления говорит о том, что любая форма имеет свои достоинства и недостатки.

Глоссарий

№ п./п.

Понятие

Определение

11.

Демократия

политический режим, в  основе которого лежит метод коллективного  принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

2.

Конституция

(от лат. constitutio — устройство, установление, сложение), основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

3.

Монархия

от греч. monarchía — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха.

4.

Парламентская республика

это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти

5.

Президентская республика

разновидность республиканской формы  правления, характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власт

6.

Республика

(лат. res/publica от res дело, publicus общественный) форма государственного правления,  при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами)

7.

Смешанное правления

(также может называться  полупрезидентской, полупарламентской,  президентско-парламентской республикой)  — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

8.

Форма государства

это структура, определенная модель внутреннего  устройства государства, включающая его  территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти

9.

Форма правления

элемент формы государства, который определяет систему организации  высших органов государственной  власти, порядок их образования, сроки  деятельности и компетенцию, а также  порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формирования.

10.

Функции государства

основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства  в обществе.


 

Список использованных источников

1.   

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета от 21 января 2009г. N 7.

 

2.

Конституционное (государственное) право  зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. часть  общая: Учебник / Отв. ред. проф., Б.А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: Издательство БЕК, 2000. - 784 с.

3.

Постановление Государственной Думы «О недоверии Правительству Российской Федерации» от 21 июля 1995 г. // Собрание законов Р.Ф. 1995. № 26 ст. 2446.

4.

Конституционное право зарубежных стран: вопросы и ответы / И.А. Алебастрова. - Изд.2-е, испр. и доп. - Москва: Юриспруденция, 2004. - 186, [1] с.

5.

Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политика, 1990г.- 630 с.

6.

Ильин И.А. О государственной форме.// Советское государство и право, 1991г. №11.

7.

Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: Наука, 1997г. – 235 с.

8.

Баглай М.В., Туманов В.А. Малая  энциклопедия конституционного права. – М.: Бек, 1998. – 505 с.

9.

Современные зарубежные конституции. Сост. Маклаков В.В. М.,    1992. – 156 с.

10.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. – М., 1997

11.

 Клименко С.В., Чичерин А.П.  Основы государства и права. - М., 1997.- 123 с.

12.

Петров В.С. Сущность, содержание и  форма государства. – Л., 1971. – 332 с.

13.

Рене Давид, Камилла Жоффе-Спинози. Основные правовые системы современности. - М.,1996.

    14.

Гегель Г.В. Философия права. –  М.: Наука, 1990г.


 

Приложения

                           А

                           Б


1 Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политика, 1990г.

2 Современные зарубежные конституции. Сост. Маклаков В.В. М., 1992.

3 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: Бек, 1998. С. 222.

4 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. – М., 1997.

5 Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. - М., 1997.

6 Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971.

7 Рене Давид, Камилла Жоффе-Спинози. Основные правовые системы современности. - М.,1996.




Информация о работе Республиканская форма правления. Понятие и признаки