Республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Предметом рассмотрения данной курсовой работы являются виды республик.
Объект исследования: республиканская форма правления.
Цель данной работы: Выявить виды республики

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Республика как форма правления: понятия и признаки………………..
Парламентская республика………………………………………4
Президентская республика………………………………………6
Смешанные республиканские формы правления…………………13
Заключение…………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………..39
Словарь юридических терминов……………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

     Правовое  положение членов парламента не отличается чем-либо особенным от избранных  представителей в других странах. Парламентарии  рассматриваются как представители  всей нации и выполняют свои функции  на основе представительного, а не императивного  мандата. Во Франции отсутствует  право отзыва парламентария. Рядовой  избиратель может следить за деятельностью  своего депутата по отчетам в прессе и средствах информации. Обязательность публичного заседания, предоставление мест представителям средств информации, ведение специального протокола, фиксация выступления каждого депутата и  сенатора и публикация материалов парламентских  обсуждений, печатание списка депутатов  и сенаторов по каждому голосованию  с указанием характера голосования  каждого из них в определенной мере дают информацию о поведении  депутатов.

     Французский закон стремится обеспечить независимость  парламентариев и самого представительного  учреждения от посягательств исполнительной власти. К числу таких мер относятся  правила о несовместимости должностей. Закон разрешает быть членами  парламента лицам, должности которых  указаны в его положениях, но эти  лица должны отказаться от должности  в течение определенного времени  в случае избрания. Эти положения  имеют цель не только обеспечить независимость  парламентария, но и предоставить ему  возможность посвятить себя парламентской  деятельности. Личная независимость  парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности  и неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей для обеспечения его занятий. Неответственность предполагает невозможность преследования парламентария за высказанные мнения или голосование. Цель неприкосновенности - помешать преследованию члена парламента и оказанию на него давления.

     Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может  законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению  правительства. Споры о принадлежности той или иной сферы регулирования  разрешаются Конституционным советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также ограничиваются:

     1) возможностью для президента  республики действовать через  голову парламента при проведении  референдума; 2) возможностью делегирования  парламентом своих полномочий  правительству по определенным  вопросам;

     Парламент имеет право изменять действующую  конституцию. Несмотря на то, что экономические  полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительству.

     Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не обладает. На основании ст. 40 конституции  законопроекты не являются приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно сокращает возможности парламентариев.

     Правительству принадлежит право требовать  от палаты единого голосования по всему обсуждаемому тексту или его  части с учетом лишь поправок правительства. Такая процедура называется “блокированным голосованием”. Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать дискуссию.

     Чтобы избежать “челнока” конституция 1958 г. предусмотрела процедуру преодоления  сопротивления Сената, но только тогда, когда этого хочет правительство. “Если в результате разногласия  между палатами законопроект не был  принят после двух чтений в каждой палате или если правительство потребует  его срочного обсуждения, то после  одного чтения в каждой палате премьер-министр  имеет право созвать заседание  смешанной паритетной комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия”. Для ускорения прохождения проекта  премьер-министр может, таким образом, потребовать введения срочной процедуры.

     После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении не может  быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим  министром и публикуется.

     Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии двух условий - при  наличии у правительства программы  и получении уполномочия парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком. При соблюдении этих условий правительство может  путем издания ордонансов принимать  меры, которые обычно входят в сферу  законодательного регулирования.8

     Французский парламент применяет практически  все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки;  2) содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента, вторая - только Национальным собранием.

     С контрольными полномочиями парламента связано право петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций  состоит в том, что разного  рода обращения направляются председателям  палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают  ее.

     Политическая  ответственность правительства  означает, что депутаты Национального  собрания могут заставить правительство  уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав  в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности.

     Французский парламент характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом  доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии - обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и  Национальное собрание в результате негативного голосования могут  оказаться не у дел.

     Вопрос  о доверии в связи с принятием  законопроекта - открытый нажим правительства  на Национальное собрание с целью  заставить его принять угодный  проект. Дебаты в таком случае откладываются  на 24 часа, чтобы дать возможность  депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается с соблюдением  более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив вопрос о  доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции правительство как бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных условиях.

     Наиболее  грозное оружие Собрания - резолюция  порицания - сильно ограничено рядом  процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения такой  резолюции предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции  требуется абсолютное большинство  голосов членов, составляющих Национальное собрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную  в течение той же сессии, обычной  или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию  порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в  Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания.

     Внешнеполитические  полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации  международных договоров.

     Ко  второму типу смешанной республиканской  форме правления относится форма  правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской  и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству  не принадлежит право решения  в отношении парламента. Правительственный  пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный  орган, а также имеет – в  противоположность президентской  системе – формальную возможность  законодательной инициативы.

                                                                                                                                                                        
 
 
 

     Заключение.

     Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации  монархии. Швейцария и миниатюрное  государство Сан-Марино имеют эту  форму правления изначально. Большинство  же современных европейских республик  обрели ее после военных и революционных  потрясений ХХ века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная  национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических  метрополий так же, как правило, порождала  республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и  в Азии распад колониальных систем в середине ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

     При прочих равных условиях республика –  наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего  органа, включая главу государства  основаны на мандате народа. Но следует  подчеркнуть, что этот вывод верен  лишь при прочих равных условиях.

     Дело  в том, что существуют извращенные  разновидности республики, характеризующиеся  нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный  переворот, который ставит во главе  государства единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республикой, но ее демократическая  сущность опустошается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечению срок полномочий – словом, когда узурпирует власть. Так поступали А. Гитлер в Германии в 1933 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры к сожалению можно продолжать. Есть примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента фактически неограниченна. (так называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, например, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В данной работе были рассмотрены действительно демократические республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы. 

       Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,1992

  1. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996
  2. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,1993
  3. Мишин А.А, Барбашев. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.,1989
  4. Радугин А.А. «Политология». – М., 1999 г.
  5. Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
  6. Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
  7. “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”. Учебник Москва 1988 г.
  8. Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “.- М.:  1997 г.
  9. Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б. М.:  1993 г.

     11Энциклопедический  юридический словарь. Под ред.  В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М,

     12Ардан  Ф. Франция: государственная система.  М.: ЮЛ., 1994.

     13 Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V республики во Франции // Государство и право, 1997, №4.

     14 Конституционное право зарубежных  стран. Общая часть. Особенная  часть. Под ред. Б.А. Страшун.  М.: БЕК. 1996.

     15 Конституции зарубежных государств. Под ред. В.В. Маклаков. М.: БЕК. 1996.

  1. Венгеров А.Б. теория государства и права. М.: Новый юрист. 1998.
  2. основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь. 1998.
  3. Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ., 1994.
  4. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998.
  5. Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V республики во Франции // Государство и право, 1997, №4.
 
 
 
 
 
 
 

     Словарь Юридических терминов. 

     Администрация президента – объединенные в систему рабочие органы (службы)призванные содействовать президенту в осуществлении его конституционных полномочий.

Информация о работе Республика как форма правления