Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.
Созданию государства
Люди создают государство
также для своей собственной
защиты, защиты своих прав и
личной свободы, что является с
Государство объективно «
Каждому государству в
Специфика, существо и смысл
всей функциональной
Иногда выделяют основные и не
В плане содержания правовых форм и процедур осуществления государственной власти отличается функциональная деятельность современного правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве дает основание для выделения в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполнительную и судебную функции.
В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.5
Внутренние функции эксплуатат
Функциональная деятельность демократического государства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной защищенности.
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
Внутренние функции
а) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция - это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стимулированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.
Социальная функция - выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т. д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Определенные основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Функции государства
2. Роль и место государства в политической системе общества
2.1 Государство - особое звено в политической системе общества
Государство
является главным звеном политической
системы, ее центральным структурным элементом
и занимает в политической системе особое
место:
— центральный аппарат государственной
власти (глава государства, Правительство.
Парламент, Верховный суд) образуют высший
уровень политической системы. На этом
уровне принимаются нормативные акты,
определяющие право вое положение и механизм
действия всех элементов политической
системы;
— средний уровень политической системы
образуют аппараты управления и другие
органы власти на местах. Структура среднего
уровня служит связующим звеном между
высшим уровнем политической системы
и обществом;
— нижний уровень политической системы
имеет неоднородную и сложную структуру.
Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.
Государство находится в
постоянном и многообразном вза
Государство как политическая
организация имеет открытые
и теневые структуры, которые призваны решать политические
задачи гласными и негласными методами.
Так называемые теневые структуры в целях
решения государственных задач работают
в режиме секретности, используют негласных
сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные
учреждения осуществляют негласные функции,
а высшие должностные лица государства
скрывают смысл открытых политических
действий, то есть ведут политическую
игру.
Необходимость теневых элементов и функций
на верхнем и среднем уровнях политической
системы обусловлены наличием противостоящих
и противоборствующих элементов в политическом
обществе, которые в случае необходимости
осуществляют скрытные действия.
Политическое общество в целом играет
арбитражную роль, так как стремится контролировать
деятельность государственного аппарата.
Общественный контроль осуществляется
различными ассоциациями, массовыми, в
том числе забастовочными движениями,
народными обществами, состоящими из ветеранов,
женщин, молодежи и творческих лиц.6
Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах (выборы, референдумы, митинги). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских лобби и политических фракций.
2.2 Взаимосвязь государства, общественных организаций и политических партий
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
Во взаимоотношениях государства
и общественных организаций отражается
общность их конечных целей и задач,
единство принципов построения и
функционирования, их подлинный демократизм,
возникновение всех государственных
и негосударственных
Укрепление и развитие общности
и единства всех государственных
и общественных организаций - свидетельство
дальнейшего развития демократии, обеспечивающей
активное участие всех членов общества
в управлении как государственными,
так и общественными делами, если
будут успешно преодолеваться противоречия
между государством и общественными
организациями. Взаимоотношения между
ними строятся по-разному в зависимости
от места и роли тех или иных
общественных формирований, от характера
их деятельности, от стоящих перед
ними целей и задач. Это - сотрудничество,
взаимопомощь, координация, руководство
со стороны государства
Говоря о взаимоотношениях государства
и общественных организаций, нужно
всегда помнить, что эти отношения
двусторонние. Большинство из них
опосредуется соответствующими нормами
права, приобретая в зависимости
от этого различный характер (государственно-правовой,
гражданско-правовой, административно-правовой
и т. д.). Некоторые отношения еще
не имеют правового выражения, что,
естественно, требует дальнейшего
совершенствования
Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.
В России, например, общественные организации
участвуют в выработке и
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого-то ни было "включения" общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации - это не филиалы государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.7
Так, например, Российский союз молодежи - самостоятельная общественно-политическая организация, которая вовлекает своих членов в практическое управление государственными и общественными делами, формирует поколение всесторонне развитых людей. Молодежные организации пользуются правом широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими организациями вопросов работы предприятий, учреждений, принимают непосредственное участие в их решении, особенно если они касаются труда, быта, обучения и воспитания молодежи.
Отсутствие демократического контроля управляемых над управляющими мастерски описано Д. Оруэллом в антиутопиях "1984" и "Скотный двор", когда все равны, но одни, "более равные", нем другие, заставляют большинство населения за гарантированный минимум потребления расплачиваться полной утратой личной свободы.
Информация о работе Роль государства в политической системе общества