Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:08, реферат
Цель моего реферата − рассмотреть проблему самозванства в период Смутного времени на Руси.
Исходя из заданной цели, в моей работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить причины появления самозванства в период Смуты.
2. Описать личности известных самозванцев того времени.
Хронологические рамки моей работы охватывают период с 1584 г. до 1613 г.
Введение
Глава 1. Самозванчество на Руси: норма или патология?
Глава 2. Первый период Смуты
2.1 Прекращение царской династии
2.2 Царствование Бориса Годунова
2.3 Лжедмитрий I
Глава 3. Второй период Смуты
3.1 Воцарение князя В.И. Шуйского
3.2 Появление второго самозванца
Глава 4. Третий период Смуты
Заключение
Библиографический список
В Тушино прибыла Марина
Мнишек. Она признала нового самозванца
своим мужем и даже тайно обвенчалась
с ним. В Тушинском лагере находились
не только поляки и казаки, но и некоторые
представители виднейших
Лжедмитрий 2 не обладал способностями своего предшественника и скоро оказался игрушкой в руках польских наемников. К 1608 году тушинцы установили контроль над довольно обширной территорией. Поначалу местные жители поддерживали тушинцев, но учиненные ими грабежи и разбои оттолкнули население от нового самозванца. Крестьяне окрестных деревень стали собираться в отряды, ловить и убивать тушинцев.
Еще одно войско Лжедмитрия
2 сосредоточилось под Троице-
Шуйский хорошо сознавал свою слабость и стал искать средств для борьбы с
Вором во внешней помощи,
хотя, преувеличивая свои собственные
силы, он сначала не допускал и мысли
о ней. В 1608 г. он посылает своего племянника
князя Михаила Васильевича
Шведы выполнили свое обещание
и дали М.В. Скопину-Шуйскому вспомогательный
отряд под начальством
Посылая за помощью к шведам, Шуйский в то же время старался собрать против Вора все свои войска, какими мог располагать. В 1608 г. вызывает он из Астрахани к Москве Ф.И. Шереметева, где тот подавлял мятеж. Шереметев, двинувшись вверх по Волге, шел по необходимости медленно, очищая край от воров, иногда терпел от них поражения, но в конце концов успел приблизиться к Москве и соединиться осенью 160 г со Скопиным знаменитой Александровской слободе. Соединенные силы шведов и Русских были бы в состоянии разгромить Тушино, если бы оно уцелело до их прихода под Москву, но Тушино уже исчезло: временный воровской городок, образовавшийся в Тушине, был оставлен Вором и сожжен до появления Скопина в Москве.
Тем временем польский король Сигизмунд 3 сам начал военные действия против России. Поход этот был ответом на союз Шуйского со шведами. Как известно, Сигизмунд Польский, происходивший из дома Вазы и наследовавший шведский престол после своего отца Иоанна, был свергнут с этого престола. Шведы избрали королем его дядю Карла IX, но Сигизмунд не мог с этим помириться и объявил Швеции войну. Когда же Карл заключил против него союз с Шуйским, то Сигизмунд и Шуйского стал считать врагом. Убедив сенат и сейм, что война с Москвой необходима в интересах Польши и что он, Сигизмунд, этой войной будет преследовать только пользы государства, а не личные, король выступил в поход и в сентябре 1609 г. осадил Смоленск. Сигизмунд отовсюду получал вести, что в Московском государстве он не встретит серьезного сопротивления, что москвичи с радостью заменят непопулярного царя Василия королевичем Владиславом, что Смоленск готов сдаться и т.п. Но все это оказалось ложью: Смоленск, первоклассная крепость того времени, надолго удержал Сигизмунда, а Шуйский продолжал царствовать, даже тушинский Вор был популярнее на Руси, чем королевич Владислав.
1609 год, таким образом,
ознаменовался иноземным
Лжедмитрий 2 снова бежал в Калугу, где 11 декабря 1610 года был убит одним из приближенных.
Глава 4. Третий период Смуты
Москва лишилась правительства в такую минуту, когда крепкая и деятельная власть была ей очень необходима. Враги подходили к стенам самой Москвы, владели западным рубежом государства, занимали города в центральных и южных областях страны. С этими врагами необходимо было бороться не только за целость государственной территории, но и за независимость самого государства, потому что их успехи угрожали ему полным завоеванием. Нужно было скорее восстановить правительство; это была такая очевидная истина, против которой никто не спорил в Московском государстве. Но большое разногласие вызвал вопрос о том, как восстановить власть и кого к ней призвать. Разные круги общества имели на это разные взгляды и высказывали разные желания. От слов они переходили к действию и возбуждали или открытое народное движение, или тайную кружковую интригу.
Среди многих попыток этого
рода три в особенности
В городах были свои вожаки, люди, более других воодушевленные, яснее и дальше других смотревшие. Много можно насчитать в то время таких деятелей, которые руководили местными мирами, поддерживали сношения между городами и влияли патриотически на своих сограждан. Одному из таких местных деятелей − Минину − суждена была главная роль и в общеземском движении; другому местному предводителю, князю Дмитрию Пожарскому, пришлось стать затем всей земли воеводой.
Пожарский был талантливый воевода, высоко честный и самостоятельно думавший гражданин. В древнерусском обществе было вообще мало простора личности; личность мало высказывалась и мало оставляла после себя следов; Пожарский оставил их даже менее чем другие современные ему деятели, но за всем тем в Пожарском не может не остановить нашего внимания одна черта − определенное сознательное отношение к совершавшимся событиям чрезвычайного характера. Пожарского нельзя направить чужой мыслью и волей в ту или другую сторону. Несмотря на то, что Пожарский был не очень родовит и невысок чином, его личность и военные способности доставили ему почетную известность и раньше 1612 г. Современники ценили его высоко, он был популярен − иначе не выбрали бы его нижегородцы своим воеводой, имея двух воевод в самом Нижнем Новгороде.
О Пожарском не было бы разных мнений, если бы, к его невыгоде, ему не пришлось действовать рядом с Мининым, человеком еще более крупным и ярким. Кузьма Минин гениальный человек; с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его, воодушевить им толпу. Его главная заслуга в том, что он сумел дать всеми владевшей идее конкретную жизнь; каждый в то время думал, что надо спасать веру и царство, а Минин первый указал, как надо спасать, и указал не только своими воззваниями в Нижнем, но и всей своей деятельностью.
Минин не был простым мужиком нижегородским. Он торговал и был одним из видных людей в городе. Нижегородцы избрали его в число земских старост, стало быть, ему верили. Управляя делами нижегородской податной общины, он должен был привыкнуть вести большое хозяйство города и обращаться с большими деньгами, какие собирались с мира земскими старостами в уплату податей. Мимо него не проходила неизвестной ни одна грамота, адресованная нижегородцами, ни одна политическая новость. Он следил за положением дел и обсуждал дела в городских сходках, которые вошли в обычай в городах, благодаря обстоятельствам смутного времени, напоминали собой древние веча.
На одном из таких собраний (в октябре или сентябре 1611 г), под влиянием грамот и вестей от патриарха, Минин поднял посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги для ополчения и сформировать самое ополчение. Раньше всего занялись денежным вопросом. Стали собирать добровольные приношения, потому что иных средств не было. Были люди, жертвовавшие почти все, что имели.
Второй заботой было сыскать воеводу. По предложению Минина, избрали Пожарского. Когда ополчение было несколько устроено, оно выступило из Нижнего в марте 1612 г. и двинулось по дороге в Ярославль.
Около 20 августа 1612г. ополчение
из Ярославля двинулось под
Но, думая о государе, вовсе и не думали признать им Владислава или кого-нибудь из самозванцев. Действительно, ни Владислав, ни жалкие самозванцы, до подлинности которых не было дела никому даже из их приверженцев, не могли быть сколько-нибудь серьезными кандидатами в цари: они лишились всякого кредита, как "всей крови заводчики". Царя нужно избрать другого, чтобы его имя могло быть знаменем для всех друзей порядка. И это знамя нужно было водрузить скорее, пока земщина была сильнее поляков и казачества, пока элементы беспорядка не возобладали снова и не выдвинули какого-нибудь нового претендента.
Выборные люди съехались в Москву в январе 1613 г. и первым постановление собор было не выбирать царя из иностранцев. По мнению народа, иноземцы повинны были в смуте, губившей Московское государство.
Порешив один трудный вопрос, стали намечать кандидатов из московских родов.
Наконец, 7 февраля 1613г. пришли к решению избрать Михаила Федоровича Романова.
С 7-го числа окончательный выбор был отложен до 21-го, и посланы были в города люди, кажется, участники собора, узнать в городах мнение народа о деле. И города высказались за Михаила.
11 июля 1613 года царь Михаил
Федорович Романов был венчан
на царство. Вскоре ведущее
место в управлении страной
занял его отец −Патриарх
Заключение
Смутное время
было не столько революцией, сколько
тяжелым потрясением жизни
1. Общее число погибших равно одной трети населения.
2. Экономическая катастрофа,
разрушена система финансов, транспортные
коммуникации, огромные территории
выведены из
3. Территориальные потери
(Черниговская земля,
4. Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.
5. Появление новой царской
династии. Первые представители
династии (М.Ф. Романов - 1613-1645, А.М.
Романов - 1645-1676, Ф.А. Романов - 1676-1682).
Они должны были решать 3 главных
проблемы - восстановление единства
территорий, восстановление
В своей работе я достиг поставленной цели − рассмотрел проблему "законного" царя, то есть самозванства в период Великой Смуты в истории России посредством поставленных задач. Были определены причины появления самозванцев, охарактеризованы наиболее яркие представители "лже" царей.
Список литературы:
1. Андреев, И.В. Анатомия самозванства / И.В. Андреев − М.: Наука, 2002. − 312 с.
2. Усенко, О. Самозванство на Руси: норма или патология? / О. Усенко // Родина. − Зима 1995. − №1. − 128 с.
3. Усенко, О. Самозванство на Руси: норма или патология? / О. Усенко // Родина. − Зима 1995. − №2. − 128 с.