Семья регилиозного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей, а предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………........... 3


1. Понятие и классификация правовых систем………………………. 4

1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья……………………. 4


1.2. Классификация правовых систем…………………………………. 5


2. Основные характеристики семьи религиозного права…….. ………7


2.1. Признаки религиозной правовой семьи…………………………… 9


2.2. Мусульманская правовая система………………………………….. 9


2.3. Индусское право……………………………………………………. 16


2.4. Право Дальнего Востока на примере Китая………………………..20


Заключение……………………………………………………………….. 27


Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

 

    Дальнейшее  развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или  иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

 

    XIX в. знаменует  принципиально новую ступень  развития мусульманского права. Становление законодательства в  качестве самостоятельного источника  нормативного регулирования привело  к постепенному вытеснению юридической  доктрины, снижению ее роли, хотя  в содержательном плане она  продолжала оказывать определенное  воздействие на правовую систему.

 

    Со  второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романс-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

 

    Особенности норм  мусульманского права. Система  мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.

 

    По  содержанию нормы мусульманского права  также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

 

    Источники мусульманского  права. Первым по значению источником  мусульманского права признается  Коран — священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных  фрагментов, не связанных общим  конструктивным замыслом, единым  началом. Сами тексты датируются  периодом с 610 по 631 г. и представляют  собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным  поводам и обстоятельствам и  собранные впоследствии в одно  произведение. Лишь незначительная  их часть затрагивает вопросы  правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство  же стихов посвящено вопросам  религии и исламской нравственности. Большое воздействие на этот  источник религиозно-правовой мысли  оказали более древние доктрины  — христианство и иудаизм —  главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Многоплановость содержания  и незначительный объем правовых  положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского  права системным юридическим  документом- подобно конституции  или кодексу. Однако он был  и остается для мусульманских  юристов самым авторитетным источником  исламского права.

 

    Генетически близок  Корану и тесно связан с  ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой  сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX), причем достоверный характер многих хадисов не .вызывает сомнений, хотя есть и предания скорее гипотетического плана. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.

 

    Третьим источником  мусульманского права является  иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.

 

    Четвертый источник  мусульманского права —  кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. Оно лишь обесйечи-вает «работу» механизма нормативного или прецедент-ного регулирования. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права.

 

    К числу вторичных  источников права, возникших в  более поздний  период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

 

    Глубинным источником  исламской правовой системы  является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие  его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды  истории, например в VIII—Хвв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.

 

    Малозначительную  роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

 

    Структура мусульманского  права. Структура мусульманского  права также имеет существенные  особенности, вытекающие из его  природы. Оно не подразделяется  на общее и частное право, как  в романо-германской системе, или  на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской  семьи. Здесь существуют иные  принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы  норм, принципов в соответствии  с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ха-нифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалит-ским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдут-ским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

 

    Все поступки  в мусульманском праве  подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Индусское  право

 

    Индусское право  составляет систему религиозно-традиционной  семьи и является древнейшим  в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном  побережье Африки, преимущественно  в Танзании, Уганде, Кении, исповедующей  индуизм. Как и ислам, индуизм  обязывает своих последователей  помимо принятия на веру определенных  религиозных догм и к определенному  миропониманию. В настоящее время  индусское право распространяется - 300 - 350 миллионов индусов. Подавляющее  большинство из них проживает  в республике Индия.

 

    Индия является  одной из крупнейших стран  мира. Ее население, мало того, что очень  велика, но еще и многонациональна, поэтому существуют различия во внешнем  облике, языке, обычаях. Религия занимает в жизни индийцев одно из важнейших  мест, поэтому законодательство индии идет в соответствии с канонами религиозного права. Государственной религией считается индуизм, его исповедуют 83 % населения, около 12 % отдают предпочтение исламу, остальные исповедуют другие религии. Индия долгое время была колонией Англии и только в 1947 г. английский парламент утвердил Закон о независимости Индии. После этого вместо Британской Индии образовалось два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Этот раздел произошел из-за религиозных убеждений. Религиозные разногласия привели к кровавой войне, особенно тяжелые последствия были в Пенджабе. Индуизм является национальной религией индийцев, так как она здесь зародилась и распространилась в пределах индии.

 

    Главная идея  индуизма - учение о перевоплощении  души, которое происходит в соответствии  с кармой, то есть живой облик  в будущей жизни является воздаянием  за хорошее или плохое поведение, за поступки в этой жизни. Если  ты добродетельный человек, все  воплощения приведут мокше, после  чего перевоплощения больше не  происходят. "Поэтому для правоверного  индуса главным является не  приверженность не доктрине, а  традиционному общественному укладу". Население страны делится на  касты. Каждой касте соответствует  определенный круг профессий  и образ жизни. Впервые о кастах  упоминается в "Риг-Веде". До того, как появились касты, существовали варны: высшая - брахманы, куда входили жрецы; затем шла варна военных - кшатрии; земледельцы и торговцы составляли варну вайшьев, и, наконец, самыми низшими считались люди, относившиеся к варне шууров. Принадлежность индуса к той или иной касте определяется еще с его рождения по касте его родителей. Образ жизни каждого индуса должен соответствовать дхарме нравственном кодексу.

 

    Хотя  и считается, что, несмотря на национальность, касту, все индийцы равны, но на самом деле эти различия еще весьма ощутимы. Например, человек, принадлежащий к одной из высших каст, никогда не возьмется за работу мусорщика, даже если будет умирать с голоду. Велика роль кастовых традиций и в брачно-семейных отношениях. В основном не сами молодые выбирают себе пару, а это делают за них родители. Также до сих пор сохранились семьи, состоящие из разных поколений и имеющих общую собственность. Нормальные семьи стали более или менее обычными только в городах. Большинство населения придерживается традиции, запрещающей разводы и вторичные браки вдов, хотя это давно уже отменено законами Индии.

 

    С самого начала  индийской государственности  общественный строй Индии состоял  из групп. "Весьма любопытно, что  на протяжении длинного отрезка времени  индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы, против них возникали мощные движения; тем не менее медленно и почти неощутимо, словно это было предначертанием судьбы, касты росли, распространялись и зажали в своих губительных тисках все области индийской жизни. Мятежники, восставшие против каст, имели много сторонников, однако с течением времени "группа их последователей сама становиться кастой". Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота, отрицательным следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями других каст. Последний обычай живуч среди всех каст. "Это стало признаком общественного положения, и члены низших каст цепляются за это еще упорнее, чем члены высших. В настоящее время в высших кастах стали отказываться от этого обычая, но среди низших каст он по-прежнему соблюдается" Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье, где живут несколько поколений родственников, собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Главой семьи считается старший родственник или отец. Иногда происходит раздел имущества среди членов семьи, если это необходимо, но общая собственность гарантирует прожиточный уровень всем, как работающим, так и неработающим. Выходя замуж, женщина меняет семью, и хотя она все-таки зависит от мужчин, будь то муж, отец или сын, но имеет право на свою собственность.

 

    Молодые люди, которые  исповедуют различные  религии, чаще всего не заключают  брак, но если такое случается, то индуска принимает ислам. Положение женщины в правовом отношении регулируется обычным правом и законами. Ману, которые и в настоящее время играют не последнюю роль жизни индийцев, так как здесь говориться не только о праве, но и о политике, религии, морали. Обычаи также занимают в Индии определенное место, это связано с тем, что практически 2/3 населения является неграмотным.

Информация о работе Семья регилиозного права