Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 05:51, контрольная работа
Посредством изучения их системных свойств повышается возможность научного прогнозирования тенденции развития правовой системы, определение направлений по совершенствованию всего механизма правового регулирования. Чтобы стать по-настоящему действенным, право должно сложиться как органическая система.
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА……..…………….........5
2. ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА
2.1 Правовой обычай …………………..………………………………………...8
2.2 Общие принципы права ……………………………………………...………9
2.3. Нормативный договор ……………………………………………...…..…..11
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА
3.1 Понятие и признаки нормативного акта ……………………...………...…13
3.2 Виды нормативных актов в Российской Федерации ……………..………15
4. ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ ИНЫХ ФОРМ ПРАВА В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА
4.1 Судебный прецедент в России……………………………………………...19
4.2 Место религиозных норм в Российской Федерации………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………..…………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……......……………26
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………..………………….………………………27
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Забайкальский
Юридический факультет
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Выполнил: ________________________ студент 1-го курса заочной формы
обучения юридического факультета
Научный руководитель: _____________________ Зав. кафедрой ТГП, к. и. н.
Чита – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Задачи, связанные с формированием гражданского общества и правового государства в России, заставляют по-новому взглянуть на многие ставшие привычными правовые понятия. Особенно актуально это утверждение в отношении понятия источника права, которое традиционно относится к числу наиболее неясных в понятийном аппарате правовой науки, но, тем не менее, активно используется в рамках российского правоведения. Учение об источниках права было и остается одним из центральных разделов юридической науки. С началом формирования в стране нового, современного права в юридической науке интерес к вопросам, связанным с источниками права, заметно возрос.
Российская система источников права развивается как целостная часть российской правовой системы и испытывает влияние изменяющихся социально-политических и правовых условий. В соответствии с системными качествами в нее без особых затруднений включаются новые источники права, наличие которых вызвано потребностями правового регулирования, и, напротив, находясь в сложной взаимосвязи с другими элементами правовой системы, она не воспринимает те источники права, свойства и функции которых пока не являются насущными потребностями правового регулирования. В частности, характер изменений российской правовой системы не дает оснований говорить о востребованности судебных прецедентов как источников права. Без решения вопроса о субординационных и координационных связях вопрос о включении судебной практики в число источников права теряет смысл.
Актуальность избранной темы определятся тем фактом, что на источника права возлагается значительная нагрузка в обеспечении правозащитной и праворегулятивной функций правовой системы. На сегодняшний день становится насущной проблема исследования источников права как системного элемента национальной правовой системы. Посредством изучения их системных свойств повышается возможность научного прогнозирования тенденции развития правовой системы, определение направлений по совершенствованию всего механизма правового регулирования. Чтобы стать по-настоящему действенным, право должно сложиться как органическая система.
В правовой науке и юридической практике термин “источник права” понимается многозначно, а иногда употребляется как тождественный термину «форма права» Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того, в каком контексте они применяются – или по отношению к праву как к целому, или по отношению к отдельной норме, группе норм. Можно сказать, право имеет внутреннюю и внешнюю форму, под которыми традиционно понимается, в первом случае, внутреннее построение права, его структура, деление на отрасли и институты; внешняя форма права - это система законодательства.
Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу, диспозицию, санкцию, а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых отображена правовая норма. Кроме этого, под формой права иногда понимают способы установления правовых норм (нормативный акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай). Для обозначения этого явления используется также термин «источник права»1.
В современной и дореволюционной юридической литературе специалисты практически одинаково подходят к определению понятия форм(источников) права, поскольку эти термины использовались еще в Древнем Риме.
В. О. Котюк, например,
считает, что понятия формы и
источника права имеют
А) его понимают как силы, которые создают право. Они могут иметь материальное и идеальное содержание;
Б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства;
В) к источникам права относятся исторические памятники, которые имели когда-то значение действующего законодательства.
Г) под источниками
права также подразумевают
Выбор термина «источники права» приписывают Титу Ливию, который в «истории» называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права.
В прошлом и сегодня к понятию “источники права” подходят, с двух позиций:
1) его понимают
как материальный источник
2) формальный источник права - способ выражения содержания правил поведения или то, что дает правилу общеобязательный характер.
Многозначность термина «источники права» требует от теории права обойти его и заменить иным термином - «формы права». Формы права - это по сути разные виды права, которые сложились исторически и которые выбирает государство, отличаются они по способу оформления содержания норм права. Это внешняя форма существования содержания норм права.
Таким образом, форма права - это внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, которые официально установлены или санкционированы государственной властью или признаны обществом - правовые обычаи, решения, принятые на всенародных и местных референдумах.
Этот термин часто используется в двух аспектах: социальный (материальный) источник права или юридический.
Если под источником понимать то, что порождает право или правовые нормы, а именно в этом значении обычно и используется этот термин, то следует указать, что для субъектов, которые устанавливают юридические нормы, и субъектов, которые их применяют, источники права разные. Так, в первом случае источником является юридический мотив, общественные отношения, которые имеют правовую природу, т. е. те, которые могут и должны быть урегулированы правовыми нормами, типовые виды поведения, конкретные фактические правоотношения, правовые принципы, законы, международно-правовые договоры, общечеловеческие ценности, достигнутый уровень правовой культуры и правосознание .
Источники права - это то, что порождает право, вызывает его к жизни. Принято различать источники права в так называемом правообразующем и юридическом смысле. Правообразующими источниками являются общественные потребности, которые преломляются через волю социальных групп и отдельных людей. Право служит целям удовлетворения потребностей общества, общественных групп и личности. Источниками права в юридическом смысле, согласно современной теории, является действующее законодательство в конкретных формах его выражения .Это - конституция, другие конституционные акты, текущие законы, принятые парламентом, акты президента, правительства, местных представителей учреждении и др.
Право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, потребность в регулировании которых возникает в жизни.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). Обычно в теории называют четыре вида источников права:
4) Договор (договор
с нормативно-правовым
2.1 Правовой обычай
Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай - обычай, санкционированный государством. Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государствах. Тогда обычное (то есть основанное на обычае) право регулировало прежде всего брачно-семейные, имущественные отношения, порядок земле- и водопользования.
Эта форма права "вырастает из обычаев, тех образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества". Первоначально этот опыт направлялся на смягчение агрессивности в отношениях между родовыми общинами, позже - между соседскими общинами. Обычаи подкреплялись столь мощной этнокультурой, что и после появления государственности часть из них сохранили своё значение и перешли под защиту судебной системы, то есть стали правовыми обычаями. Примером правового обычая в римском праве можно считать талион (то есть причинение виновному такого же вреда, который причинён им самим), а также виру (штраф за убийство).
В самом начале правовой обычай не имел материальной фиксации, что осложняло его применение необходимостью прежде доказать в суде, что данный правовой обычай существует. На определённом этапе развития правовой обычай начал письменно санкционироваться или письменно закрепляться, модернизируясь в нормативно-правовой акт. Примером такой модернизации могут служить Законы XII Таблиц, Русская Правда.
Однако не каждый обычай может стать правовым.
По мнению Рене Давида, для этого необходимо наличие следующих условий: признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился; наличие определённого возраста обычая, то есть срока существования; обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным1.
Действительно,
в странах с развитой системой
права удельный вес правового
обычая может быть невелик. Однако есть
системы, в которых этот источник
права значительно
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота». Очевидно, что с развитием рынка в нашей стране роль правового обычая может возрастать.
Общие принципы права являются источником российского права. Они могут использоваться как источники права в двух случаях:
во-первых, в случае наличия пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;
во-вторых, в случае издания таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых прямо вытекает из принципов права.
Юридическая природа общих принципов является фундаментальной теоретической и практической темой научных исследований в области общей теории права, значение которой в XXI веке постоянно возрастает. Это связано прежде всего с объективными экономическими, социальными и политическими процессами, происходящими во всём мире и, в частности, в России, а также с правопониманием, которое отнесено к исходному вопросу общей теории права. В России длительное время господствовал и продолжает доминировать в настоящее время легизм, по существу ограничивающий всё право нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти. В связи с этим в настоящее время также и российское гражданское право в основном сводится к федеральным нормативным правовым актам, содержащим нормы гражданского права.
Вместе с тем в современный период в Российской Федерации активно развивается интегративное правопонимание. Смысл интегративного правопонимания состоит в том, что необходимо не противопоставлять различные типы правопонимания, а выработать интегральное правопонимание на основе различных типов правопонимания (например, социологического, легистского, естественно-правового и либертарного), содержащее в себе только устоявшиеся веками выводы и предложения, подтвержденные долголетней, стабильной и эффективной правореализационной практикой. С позиции интегративного правопонимания действительные принципы российского права должны, во-первых, отражать сущность российского права, а не других социальных регуляторов (неправа). Во-вторых, принципы российского права с объективной неизбежностью вырабатываются не только в нормативных правовых актах, но и в иных формах российского права, поскольку они являются элементом единой взаимосвязанной и взаимозависимой системы форм международного и национального права, реализующихся в Российской Федерации. Последнее не исключает выработки законодателем и закрепления в нормах права дополнительных и (или) иных принципов российских нормативных правовых актов в Конституции РФ, кодексах и иных федеральных законах.
2.3 Нормативный договор
Под нормативным договором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах.