Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:35, статья
В статье автор рассматривает инструментарий, принятый к использованию в процессе реализации антикоррупционной политики на уровне субъектов Российской Федерации, а также деятельность основных институциональных образований, созданных с целью контроля за соблюдением принятого законодательства.
Система мер по противодействию
коррупции в органах
Кулешов И.В.
УДК 328.185
ББК 66.3(2),124
В статье автор рассматривает
инструментарий, принятый к использованию
в процессе реализации антикоррупционной
политики на уровне субъектов Российской
Федерации, а также деятельность
основных институциональных образований,
созданных с целью контроля за
соблюдением принятого
Ключевые слова: должностные
лица , комиссии
по соблюдению требований к служебному
поведению , конфликт
интересов , коррупция , орга
Проблема борьбы с коррупцией достаточно регулярно поднималась первыми лицами государства с первых дней образования новой России. Особенно популярной данная тематика становилась в преддверии очередных выборов, обещая череду громких разоблачений.
Если рассматривать хронологию событий по активизации борьбы с коррупцией, то следует отметить следующие шаги:
Однако активное обращение руководства постсоветского государства к данной проблеме не отразилось на ее позитивном решении.
Фактически регулирование результатами управленческих решений в целях извлечения выгоды в государственных структурах Российской Федерации приобрело системный, скоординированный характер. Привычной реалией и практически нормой для общества стало и взаимовыгодное взаимодействие с чиновниками, и присутствие в органах государственной власти и управления руководителей, представляющих и лоббирующих интересы влиятельных финансово-экономических групп. Обществом признается, что развитие бизнеса в стране без финансового стимулирования административного ресурса практически невозможно, а гарантией успеха любого коммерческого проекта являются взятки и откаты.
За последние два десятилетия тема коррупционности общества постоянно поднималась и в публицистике, и в журналистике, и в научных кругах, много и подробно анализировались причины возникновения, предлагались возможные пути решения, но конкретной, системной работы по этому вопросу со стороны высшего руководства власти не проводилось: создавались и ликвидировались всевозможные Советы, Комитеты по борьбе с коррупцией, декларировались популистские лозунги, подписывались указы президента, однако федеральный закон, четко регламентирующий данный вопрос, несмотря на многочисленные попытки его разработки, переработки и рассмотрения, до 2008 года не был принят. Масловым О.Ю., Прудником А.В. в статье «Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991–2010»высказывается мнение о том, что 17-летняя история непринятия закона о борьбе с коррупцией, вкупе с указом президента Путина о недопустимости пересмотра итогов приватизации, создали в России ситуацию, в рамках которой вся собственность, приобретенная незаконным путем в 90-е годы и вплоть до 25 декабря 2008 года, становится "священной собственностью". То, что собственность "священна", убеждена вся российская элита. То, что почти вся собственность в России добыта криминальным путем, убеждено большинство граждан России [1].
Таким образом, закрытость, неподотчетность, бесконтрольность власти, государственных должностных лиц, слияние властных и хозяйствующих структур, являющихся первопричинами коррупции, в условиях перехода государственной собственности в частую путем приватизации, фактически поддерживалось властными структурами, при внешнем декларировании борьбы с преступностью.
Очередной подъем популяризации темы борьбы с коррупцией был дан предвыборной программой кандидата в президенты Российской Федерации Д.А. Медведева. Реализацией предвыборных заявлений стало утверждение Президентом РФ 31 июля 2008 года Приказом № 1568 «Национального плана противодействия коррупции», принятие Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
Законом «О противодействии коррупции» определяются основные понятия, правовая основа противодействия коррупции, основные принципы противодействия коррупции, организационные основы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции, закрепляются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения, ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Согласно данному закону коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, от имени или в интересах юридического лица [2].
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
В течение 2008-2010 годов был
подготовлен целый ряд
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения цели Национальной
стратегии противодействия
В связи с введением целого ряда нормативных актов по противодействию коррупции, в которых обозначены основные понятия, закреплены основные цели и задачи данного противодействия, а также в связи с неоднократным обозначением со стороны Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации Д.А. Медведева данного направления как приоритетного в социально-экономическом развитии страны, закономерно, что всех субъектах Российской Федерации, органах государственной власти и местного самоуправления данный вопрос стал первоочередной задачей для решения, а следствием этого стало рождение целого ряда дублирующих нормативных актов по всей вертикали власти, введение череды мониторингов и ежеквартальных отчетов, раздувание и смакование любых фактов, как-то касающихся вопросов коррупции.
Например, в Свердловской
области на правительственном сайте
вопрос о противодействии коррупции
отдельной ссылкой выложен на
главной странице. Войдя на страницу (http://www.
1. Нормативные правовые акты
2. Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции
3. Комиссия по соблюдению
требований к служебному
4. Работа с исполнительными органами
5. Работа с муниципальными образованиями
6. Работа с обращениями и заявлениями граждан
7. По сообщениям средств массовой информации [4]
В Свердловской области появился
Совет при Губернаторе
Соответственно, начатая в Свердловской области работа полномасштабно охватила все органы государственной власти, в том числе, все органы исполнительной власти, без исключения.
За период 2009-2010 годов во всех органах исполнительной власти Свердловской области были приняты и действуют приказы, которые можно условно разделить на следующие группы:
1. По предупреждению коррупции,
в том числе по выявлению
и последующему устранению
2. По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией):