Система мер по противодействию коррупции в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации УрФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:35, статья

Краткое описание

В статье автор рассматривает инструментарий, принятый к использованию в процессе реализации антикоррупционной политики на уровне субъектов Российской Федерации, а также деятельность основных институциональных образований, созданных с целью контроля за соблюдением принятого законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

тэ.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)
  • Об утверждении положений о порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Свердловской области, замещающего должность в органах исполнительной власти Свердловской области, порядке регистрации этих уведомлений, перечне сведений, содержащихся в таких уведомлениях, и организации проверки этих сведений.
  • О «телефоне доверия» органов исполнительной власти Свердловской области

3. По приведению в соответствие  действующему антикоррупционному  федеральному и областному законодательству  внутренних законнодательных актов:

  • О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Свердловской области;
  • Об утверждении перечней должностей государственной гражданской службы в конкретных органах исполнительной власти Свердловской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Свердловской области обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Теоретически, исходя из определения  противодействия коррупции, внутри органа должны быть представлены нормативные  документы по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, однако такие правовые документы  отсутствуют, скорее всего, в силу формальности происходящих процессов.

Кроме прочего, в органах  исполнительной власти Свердловской области  утверждены планы мероприятий по противодействию коррупции, разработанные  с учетом принятых федеральных и  областных правовых актов по противодействию  коррупции в Свердловской области, созданы комиссии по противодействию  коррупции, у которых утверждены план работы на год.

При этом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению  и урегулированию конфликта интересов согласно принятым положениям образованы в целях:

  • осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции;
  • рассмотрения результатов антикоррупционного мониторинга и выполнения плана мероприятий по противодействию коррупции;
  • рассмотрения поступивших обращений граждан и организаций по коррупционным проявлениям на государственной службе;
  • подготовки предложений по совершенствованию ведомственных и областных правовых актов в сфере правового обеспечения противодействия коррупции.

Согласно утвержденному  плану на заседаниях созданных Комиссий по противодействию коррупции в течение 2010 года рассмотрены и планируются к рассмотрению следующие вопросы:

  1. Об итогах проведения выборочных проверок целевого использования бюджетных средств в 2009 году.
  2. О ходе разработки административных регламентов исполнения государственных функций.
  3. О разработке и применении опросного листа для социологического опроса  граждан и предпринимателей при осуществлении  деятельности, подлежащей лицензированию.
  4. О выполнении протоколов заседания комиссий по противодействию коррупции за отчетный период.
  5. О плане заседаний комиссий органов исполнительной власти Свердловской по противодействию коррупции на 1 полугодие 2010 года.
  6. О ежегодной отчетности о деятельности по противодействию коррупции для размещения через средства массовой информации.
  7. О проведении ежеквартального мониторинга эффективности функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов.
  8. Рассмотрение вновь принятых правовых актов по противодействию коррупции и решений заседаний Межведомственной рабочей группы по реализации антикоррупционных мер в Свердловской области и Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции.
  9. Подготовка дополнений в План мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Свердловской области с учётом вновь принятых правовых актов по противодействию коррупции и протоколов заседаний Межведомственной рабочей группы по реализации антикоррупционных мер в Свердловской области и Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции.
  10. Рассмотрение итогов работы по совершенствованию официальных сайтов органов исполнительной власти Свердловской области в целях наиболее полного информирования граждан и организаций о деятельности министерств, создание страниц для отзывов граждан.
  11. О выполнении плана мероприятий по противодействию коррупции в Свердловской области в 1 полугодии 2010 года  и проекте Плана мероприятий по противодействию коррупции во 2 полугодии 2010 года.
  12. О разработке административных регламентов предоставления государственных услуг. 
  13. О проведении анализа мер, направленных на противодействие коррупции в сфере лицензионно-разрешительной деятельности. По результатам анализа принять дополнительные меры по повышению их эффективности. 
  14. Об осуществлении ведомственного финансового контроля в части исполнения бюджетных смет получателей средств областного бюджета. 
  15. Об организации и проведении внутриведомственных проверок использования государственного имущества. 
  16. О проведении мониторинга выполнения государственными гражданскими служащими Свердловской области обязанностей, ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, требований к служебному поведению. 
  17. Об организации проведения проверок соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области обязанностей, ограничений и запретов, установленных действующим законодательством. 
  18. Об организации проверок достоверности представляемых гражданами персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу Свердловской области, назначении на должности государственной гражданской службы Свердловской области.

Рассматривая и анализируя ведомственные нормативные правовые акты, изданные в органах исполнительной власти Свердловской области по антикоррупционным  вопросам, давая оценку целям, реализуемым  антикоррупционной комиссией, и  вопросам, рассматриваемым комиссией  в течение года, следует отметить, что, с одной стороны, все указанные  документы и мероприятия соответствуют  основным положениям Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», Национального плана противодействия коррупции, Национальной стратегии противодействия коррупции, а также областному законодательству (своевременно и педантично отслеживаются изменения в законнодательстве, приводятся в соответствие им документы и реализуемые мероприятия), с другой стороны,  фиксируется явный формализм похода к решению проблемы по противодействию коррупции. Существующая неэффективность, скорее, проблема не конкретного органа государственной власти, а проблема общероссийского характера, проблема общих фраз и условных формулировок, отсутствия конкретных рычагов воздействия, которые в совокупности привели к увеличению бумажной работы в органах власти, но не к решению (даже частичному) вопросов с противодействием коррупции.

Решая приоритетную задачу, стоящую перед обществом, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации УрФО ежеквартально  отчитываются о проведенной работе. Например, крайне показательным является ниже представленный отчет Министерства промышленности и науки Свердловской области за 3 квартал 2010 года:

Обращения на специальный  адрес электронной почты на официальном  сайте и «телефоны доверия» Министерства о фактах совершения коррупционных  правонарушений не поступало.

За 9 месяцев 2010 года в Министерство поступило 261 обращение  граждан. Обращений, содержащих информацию о коррупции, в 3 квартале не поступало.

Фактов несоблюдения государственными гражданскими служащими  Свердловской области обязанностей, ограничений, запретов и требований к служебному поведению, связанных  с коррупционными правонарушениями, за указанный период не установлено.

Подвергнуто антикоррупционной  экспертизе 22 проекта правовых актов Свердловской области, подготовленные в министерстве, признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений, не выявлены.

Осуществляется  ежеквартальный мониторинг состояния и эффективности противодействия коррупции в Министерстве промышленности и науки Свердловской области в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области «О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области» от 13 марта 2009 года № 229-УГ.

В соответствии с  планом проведения мониторинга выполнения государственными гражданскими служащими  Свердловской области обязанностей, ограничений и запретов, связанных  с государственной гражданской  службой, требований к служебному поведению  проведены проверки в отношении 6 государственных служащих на основании  поступившей из ИФНС информации о  расхождении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Установлено предоставление неполных и недостоверных сведений в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении 4 работников. Виновные работники привлечены к дисциплинарной ответственности.

Проведена проверка достоверности персональных данных и иных сведений, представляемых при поступлении на государственную гражданскую службу Свердловской области, по 1 гражданину, поступившему на государственную службу. Недостоверных сведений не обнаружено.

Проведены в 2010 году 4 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению  и урегулированию конфликтов интересов, в том числе 1 заседание в третьем  квартале.

Проведён анализ мер, направленных на противодействие  коррупции в лицензионно-разрешительной деятельности. По итогам разработан и утвержден приказом министра Административный регламент осуществления Министерством промышленности и науки Свердловской области функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля за деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов и (или) по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов на территории Свердловской области.

Однако, несмотря на внешнюю  формальность подхода к борьбе с коррупцией, сама активизация правовой, политической позиции власти по данному вопросу, декларация со стороны Правительства Российской Федерации приоритетности и первоочередности решения проблем по борьбе с коррупцией, его муссирование в средствах массовой информации повысили «стоимость»  личного риска чиновников.

На координационном совещании  руководителей правоохранительных структур по противодействию коррупции, которое состоялось 13.11.2010 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации с целью анализа выполнения Национального плана по противодействию коррупции, было отмечено, что средний размер взятки в стране в нынешнем году вырос на 25 процентов. Если в 2009 году он составлял около 23 тысяч рублей, то теперь - 30,5 тысячи [5].

Кроме того, стоит отметить, что борьба с коррупцией принесла неожиданный эффект: обычные люди с конвертами попадают под суд  гораздо чаще чиновников-взяточников. Такую странную тенденцию отметил  Судебный департамент при Верховном  суде, проанализировав коррупционные приговоры за полгода. За дачу взятки осуждены 1723 человека, за получение - 1009. Виновными в коррупции признаны в 1,7 раза больше дающих, чем берущих. Судя по данным Верховного суда, шансов оправдаться у чиновника намного больше. По делам о получении взяток вынесено 30 оправдательных приговоров, еще 4 дела были прекращены по реабилитирующим обстоятельствам. Итого – получается 3,4 процента оправдательных приговоров. Это выше среднего «оправдательного» процента по стране. А среди обвиняемых взяткодателей оправданы 8 человек, дела еще двух прекращены по реабилитирующим обстоятельствам. Выходит около 0,6 процента оправданий [6].

22.11.2010 года на парламентских  слушаниях в Государственной  думе глава думской комиссии  по законодательному обеспечению  противодействия коррупции Алексей Волков признал, что говорить об успехах борьбы с коррупцией преждевременно, а первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов назвал коррупцию явлением, которое невозможно искоренить каким-то одним решением. Депутаты считают, что нынешней нормативной базы для борьбы с коррупцией недостаточно и отмечали, что принятые законы носят декларативный характер и имеют пробелы [7].

Учитывая указанные факты, можно сделать вывод, что на сегодняшний  день антикоррупционное законодательство в Российской Федерации применяется достаточно условно, мероприятия носят формальный характер, а система мер, реализуемая в отдельных органах власти, закономерно стала лишь дополнительным видом отчетности.

В этих условиях крайне необходимо провести, во-первых, тщательный мониторинг федерального законодательства о противодействии коррупции, и во-вторых, принять меры по усовершенствованию нормативных правовых актов, прежде всего, федерального уровня, устанавливающих конкретные меры по борьбе с проявлениями коррупционного поведения государственных служащих.

Литература

  1. Маслов О.Ю., Прудник А.В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991 – 2010. Портал «Еженедельное независимое аналитическое обозрение» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.polit.nnov.ru/2010/04/18/rosHistoryKorr/ (дата обращения 02.08.2011)
  2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ //  Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  3. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
  4. Противодействие коррупции. Официальный сайт Правительства Свердловской области [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:  http://www.midural.ru/corruption/
  5. Шаров. А. Взятки потяжелели // Российская газета - Центральный выпуск. 2010. № 5311 (232).
  6. Куликов В. Не пойман – не взял // Российская газета - Федеральный выпуск. 2010. № 5313 (234).
  7. Иванов М. Борьбе с коррупцией добавят оснований. Официальный сайт Национального антикоррупционного Совета Российской Федерации [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.korrup.ru/index.php?s=2&id=1477 (дата обращения 24.08.2011)

Информация о работе Система мер по противодействию коррупции в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации УрФО