Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель данной работы — проанализировать основные направления развития и совершенствования права, раскрыть понятие системы права, ее структурных элементов и значения, определить критерии и подход к построению системы права, разобраться в понятиях публичное и частное право, выявить, в чем состоит соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Методологическую базу курсовой работы составляют такие общенаучные методы как исторический, логический анализ, синтез, диалектический, системный и статистический и другие общенаучные методы
Введение ………………………………………………………………………3
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права….3
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы и значение……5
Глава 3. Определение подхода к построению системы права……………....11
Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………..…….25
Список нормативных актов и литературных источников.………………27
Гражданское право - ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право - многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное и др.
Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.
Трудовым правом как частью системы частного
права регулируются отношения по применению
труда на государственных, общественных
и частных предприятиях, в учреждениях
и организациях на основе сочетания интересов
их участников. Предметом регулирования
в трудовом праве являются отношения работника
с работодателем по поводу его труда. Субъектами
(сторонами) трудовых правоотношений выступают
работники (трудоспособные граждане, достигшие
шестнадцатилетнего возраста), работодатели
или предприятия любых форм собственности
в лице их администрации, трудовой коллектив,
в некоторых случаях административные
управляющие (должностные лица, назначенные
при санации предприятия-банкрота с целью
оздоровления производства) и некоторые
другие субъекты.
Земельное право -
это отрасль частного права, регулирующая
отношения, связанные с владением, пользованием
и эксплуатацией земли.
Предметом регулирования земельного права
являются отношения, складывающиеся между
гражданами, юридическими лицами, а также
государством и его органами в процессе
реализации права собственности на землю,
обеспечения ее охраны и повышения почвенного
плодородия. Субъектами земельного права
выступают граждане РФ и иностранных государств,
лица без гражданства, юридические лица,
государство и субъекты, которые могут
являться участниками земельно-правовых
отношений.
Международное частное право - совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право - это, таким образом, специфическая отрасль национального Российского права.
Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
В отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права — это определенная научно-доктринальная, юридико-логическая конструкция, выражающая результаты научного познания специфических закономерностей правового регулирования общественных отношений.
Различия между системой права и системой законодательства принято
видеть в следующем.
1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.
2. Право и законодательство различны по объему: законодательство не
охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - технические, количественные и т. д.
3. Система законодательства
отражает систему права и
Отраслевой принцип построения системы права, концепция выделения различных отраслей права по критериям предмета и метода правовой регуляции, конструкция внутренней организации системы права и его составных частей (правовых норм, институтов и отраслей) и т.д. являются положениями юридико-доктринального учения о праве как регуляторе общественных отношений, о внутренне согласованной системе правовой регуляции (ее формах, механизме, средствах и способах), об особенностях правовой регуляции разнородных общественных отношений и т.д.
Как доктринальная конструкция система права выражает научное понимание смысла, порядка, средств и правил надлежащей нормативно-правовой регуляции общественных отношений и соответствующих форм систематизации ее результатов (правоустановительных актов).
Система права, таким образом, является доктринальной юридико-логической моделью для реальной практики правоустановительной деятельности, издания соответствующих законодательных и иных правоустановительных актов, их рационально организованного учета и систематизации.
В юриспруденции всегда уделялось
пристальное внимание поискам объективных
закономерностей, лежащих в основе
правовой регуляции и законотворчества.
С учетом соответствующих представлений
о подобных закономерностях и
строились определенные доктринальные
конструкции системы права в
качестве научно обоснованной объективной
основы для законодательной
Центральное место эта проблематика занимает, например, в учении Ш.Л. Монтескье о «духе законов», под которым он имел в виду объективные закономерности, действующие в сфере законодательства и подлежащие учету при принятии конкретных законов в условиях той или иной формы правления. «Дух законов», согласно Монтескье, по-разному проявляется в различных сферах правовой регуляции, что и определяет деление права на естественное, божественное, международное, государственное, гражданское, семейное право и т.д. Эти составные части права в целом (т.е. отрасли системы права, говоря современным языком) как различные формы проявления «духа законов» в разных сферах правовой регуляции Монтескье называл «различными разрядами законов». Резюмируя свою трактовку законов «с точки зрения их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений», он писал: «Существуют, следовательно, различные разряды законов, и. высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми7.
В современной юридической литературе при исследовании проблемы соотношения между системой права и законодательством важное значение придается учету в процессе законотворческой (и в целом в правотворческой) деятельности системных связей между отраслями права, соответствию отраслей законодательства отраслям права.
Согласно либертарно-
Соответствие регулятивно-
В условиях достаточно развитых
форм права, государства и правовой
культуры нормотворчество осуществляется
в духе основных положений юридической
доктрины, и отраслевая структура
действующего законодательства в целом
соответствует отраслевой структуре
системы права. Но при этом между
ними всегда остаются определенные различия
и расхождения. Подобные расхождения
обусловлены уже тем, что система
права — это юридико-
Система права как абстрактно-
Так, в современной российской
системе права нет уже такой
отрасли, как колхозное право, и
вместе с тем появились некоторые
новые правовые отрасли (например предпринимательское
право) и подотрасли (например банковское
право, конституционно-процессуальное
право и т.д.). Значительные изменения
наблюдаются в
Существенно изменилась и общая концепция правовой регуляции и системы права. Важное значение в этом плане имеют прежде всего конституционное признание и закрепление позитивно-правового значения естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека в качестве приоритетного источника действующего права; конституционное признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ как составной части системы российского права; восстановление доктринального значения принципа деления права на публичное и частное; значительное усиление роли диспозитивных норм и в целом частно-правовых начал в правовой регуляции и т.д.
В силу своей непосредственной связи с социальной практикой законодательство (и в содержательном отношении, и в структурном плане) несравненно более чутко и оперативно, чем система права, реагирует на изменение в общественной жизни, на постоянно возникающие новые потребности в правовой регуляции. При этом нормотворческий процесс и соответствующие нормативно-правовые акты по своему отраслевому профилю нередко выходят за рамки отраслей системы права. Поэтому реально складывающаяся структура законодательства в целом, помимо отраслей законодательства, соответствующих отраслям системы права, включает в себя и некоторые другие отрасли законодательства, а также иные структурные части законодательства (отдельные законодательные комплексы и массивы).
Например, в современном российском законодательстве сложились такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли законодательства, отражая процессы дифференциации и интеграции в правовом регулировании, содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).
Интегративные процессы в
законодательстве выражаются и в
формировании отдельных крупных законодатель
Однако и при всех подобных
несовпадениях и различиях
Заключение.
Подводя итоги, можно выделить
следующие свойства системы права.
Во-первых, она - объективное качество
права, действующего в данном обществе.
Во-вторых, система права в целом
соответствует структуре
В-третьих, система права исторически изменчива; она эволюционирует вместе с развитием общества.
В-четвертых, предмет правового регулирования и, как правило, его метод, будучи решающими дифференцирующими признаками системы права, образуют единство.
Наконец, в-пятых, особенность системы права, как отмечается в теории, состоит в том, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, в то же время не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений, заключать в себе два различных метода правового регулирования.
Система законодательства - это группировка правовых норм, принятых законодателем, т. е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом - это система всех правовых норм.
Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего комплекса законодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. Иными словами, это система его отраслей. По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм.
Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой с нашей точки зрения, как форма и содержание. Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Информация о работе Система права и система законодательства