Предмет правового регулирования - это
то, что необходимо урегулировать, т.е.
те отношения (деятельность либо действия,
создающие эти отношения), на которые воздействует
право. Такие отношения обладают следующими
чертами:
а) они устойчивы и имеют повторяемость
действий и событий субъектов;
б) исходя из своих свойств, допускает
возможный внешний контроль государства
за ними;
в) они, благодаря объективной потребности,
нуждаются в урегулировании.
Предмет и метод правового регулирования
- это такие критерии строения системы
права, существование которых подразумевает
существование системообразующих связей.
Вот поэтому они - основа деления права
на отрасли и институты.
Предмет - материальный (основной) критерий
деления на отрасли права, а метод - юридический
(дополнительный) критерий, так как он
образован от предмета.
Лишь благодаря методу есть возможность
проверить, собираются ли в одну отрасль
права правовые институты, которые отобраны
по мерке единства предмета правового
регулирования. Отсюда, любая отрасль
права имеет свою сферу правового регулирования,
которая регламентируется своим особенным
методом.
И предмет, и метод правового регулирования
имеют осложненные элементы в структуре.
Структура предмета правового регулирования
состоит из:
а) субъектов;
б) объектов регулирования общественных
отношений;
в) социальных фактов, которые связывают
возникновение конкретных отношений.
В структуре метода
правового регулирования содержатсяя
такие структурные элементы, как:
а) границы
правового регулирования;
б) закрепление
прав и обязанностей субъектов-участников
отношений в нормативно-правовых актах,
предписания о том, какое должно быть или
может быть их поведение;
в) правоспособность
и дееспособность участников отношений,
позволяющая вступать в разные правоотношения;
г) меры ответственности
(принуждения), в случае нарушения этих
установлений.
Так как предмет и метод правового регулирования
- это единственные критерии классификации
отраслей права, то в системе права нет
«комплексных» отраслей права.
Итак, предмет и метод правового
регулирования - это мера, благодаря которой
классифицируют отрасли права. С помощью
метода правового регулирования можно
узнать, каким образом регулируются общественные
отношения. Под предметом правового регулирования
понимают то, что необходимо урегулировать,
т.е. такие отношения (деятельность либо
действия, создающие эти отношения), на
которые воздействует право.
Глава 2. Сущность
частного и публичного права
Разделение права на частное
и публичное признают в большинстве стран.
Российское право исходило из романо-германской
правовой семьи, на которую влияла заимствованная
идея римского права раздвоенности права.
Началом разделения права стали
различия среди частных и публичных интересов.
С.В. Поленина в своей статье выделяет
то, что «замысел деления права на публичное
и частное исходя из того, чьи интересы
каждое из них отражает, прошла тысячелетия
и во многом определила доктрину права
и практику законодательства большинства
стран»[10,12].
Смысл этого деления
заключается в том, что в праве есть группы
норм, которые призваны в основном обеспечить
либо общественный, публичный интерес (к примеру, уголовное, финансовое право), либо интересы частных
лиц, отдельных граждан (к примеру, семейное
право).
Публичное право представляет
собой совокупность норм, устанавливающих
правила деятельности государственных
органов. Основой публичного права являются
государственные интересы и сама деятельность
аппарата государства и его должностных
лиц.
Публичное право характеризуется
императивными предписаниями и запретами,
с помощью которых государство подчиняет
себе других субъектов права.
Частное право, в отличие
от публичного, по иному регулирует общественные
отношения. Ему присуща децентрализация,
свобода субъектов в распоряжении своими
правами.
В частном праве есть свои характерные
особенности:
- наличие свободного двустороннего
волеизъявления, применение договора
для регулирования;
- действует принцип равенства
субъектов-сторон;
- преобладают диспозитивные
нормы;
- курс на то, чтобы удовлетворить
частные интересы.
Частное право связывают, в
первую очередь, с появлением и развитием
частной собственности. Составляют это
право нормы, которые охраняют и регулируют
отношения частных собственников. Государство
выполняет лишь обеспечивающую функцию,
стоит особняком от сферы частных интересов.
Публичное право характеризуется:
- односторонним волеизъявлением;
- субординацией субъектов и
нормативных актов;
- преобладанием императивных
норм;
- направлением своих норм
на удовлетворение интересов общества.
Разделение права на частное
и публичное называют условным. В системе
права видно их тесное переплетение. В
связи стем, что благодаря публичному
праву обеспечивается и защищается частное
право, то последнее не будет существовать
без публичного. Публичные и частные институты
не редко комбинируют друг с другом. К
примеру, развитие информационного права,
которое в итоге будет защищать частные
интересы.
Существуют следующие критерии,
на основе которых те или иные нормы права
относят к частному или публичному праву:
- интересы (частное право регулирует
интересы частных лиц, а публичное — интересы
общества в целом, государства);
- предмет правового регулирования
(частному праву присущи нормы, которые
регулируют имущественные отношения,
публичному присущи регулирование неимущественных
отношений);
- метод правового регулирования
(в частном праве преобладает координационный
метод, а в публичном — субординационный
метод);
- субъекты (частное право регулирует
отношения частных лиц между собой, а публичное
право регулирует отношение государства
с частным лицом, или между органами государства).
В российском праве, как и в праве других
стран, было неоднозначное отношение к
делению права на частное и публичное.
До XIX в. такого деления не было, это в большей
мере связано с высокой степенью значимости
роли общинного права и обычая. Далее в
XIX в. в России появилось деление системы
права на публичное и частное, его признавали
до 1917 года до момента революции в октябре.
Национализация в России привела к тому,
что институт частной собственности был
ликвидирован, и разделение права больше
не имело значения.
К проблеме деления отношение поменялось
в 80-90-х г.г. XX века, в эти годы развитие
частного права считалось фактором прогресса.
1991 год ознаменован созданием Исследовательского
института частного права при Президенте
РФ, где разрабатывались и проходили проверку
правовые акты, направленные на развитие
гражданского общества.
Деление права сохраняется и в настоящий
период в системе права нашей страны, также как и в большинстве
развитых стран. Сейчас в большей мере
утверждаются такие институты частного
права, как право интеллектуальной собственности
наследуемого пожизненного владения,
возмещения морального ущерба и др.
Таким образом, разделение права на частное
и публичное признают в большинстве стран.
Это деление права называют условным.
В системе права видно их тесное переплетение.
В связи стем, что благодаря публичному
праву обеспечивается и защищается частное
право, то последнее не будет существовать
без публичного.
Глава 3. Система права
и система законодательства: взаимосвязь
и соотношение.
Систему права с системой законодательства
необходимо разграничивать. Система права
показывает строение права изнутри, группы
его норм по отраслям и институтам, а система
законодательства служит внешним проявлением
выражения права, дает оценку состоянию
источников права.
Система законодательства включает
в себя совокупность нормативно-правовых
актов (законов, указов, положений, постановлений,
инструкций), их взаимосвязь.
Эти две системы тесно связаны
как связь содержания и формы. Система
права является «содержанием», представляя
собой внутреннюю структуру права, которая
соответствует характеру регулируемых
отношений. Система законодательства
является «формой», представляя собой
совокупность источников права. В системе
права существует требование систематизации
источников права по отраслям, и принцип
объединения нормы одной отрасли права
или института в единый кодифицированный
акт (сборник законов). Отсюда, система
права представляет собой основу систематизации
законодательства. Кодификация - это высшая
форма систематизации, так как учитываются
требования системы права и осуществляется
обычно по отраслям.
Система права и система законодательства
имеют тесную взаимную связь, при этом
остаются самостоятельными категориям,
которые представляют две стороны одной
и той, же сущности права. Они имеют соотношение
как содержание и форма.
Система права - это содержание,
внутренняя структура права, соответствующая
характеру регулируемых им общественных
отношений.
Система законодательства -
внешняя форма права, выражающая строение
его источников, т.е. системы нормативно-правовых
актов. Право не существует вне законодательства,
а законодательство в широком его понимании
и есть право. Структура права носит объективный
характер, обусловленный экономическим
базисом общества. Она не может строиться
по произволу законодателя.
Ее элементами являются норма
права, отрасль, подотрасль, институт и
субинститут, которые в своей совокупности
призваны максимально учитывать многообразие
регулируемых общественных отношений,
их специфику и динамизм. Обновление системы
права связано прежде всего с развитием
и совершенствованием общественных процессов,
актуальность которых способствует появлению
новых правовых институтов и отраслей.
Система законодательства это
непросто совокупность таких актов, а
их дифференцированная система, основанная
на принципах субординации и координированности
ее структурных компонентов. Взаимосвязь
между ними обеспечивается за счет различных
фактов, главным из которых является предмет
регулирования и интерес законодателя
к рациональному, комплексному построению
источников права.
Система права и система законодательства
не тождественна. Они отличаются друг
от друга, поэтому и самостоятельны. Различаются
главным элементом – в системе права это
норма, системе законодательства это
правовой акт. Также имеют разный объем
материала – более широкий материал в
системе законодательства. В отраслях
законодательства отсутствует метод правового
регулирования, в системе права есть и
предмет и метод. Также различаются по
внутренней структуре систем, где система
законодательства показывает устройство
государства. Система права объективна,
а на систему законодательства влияет
субъективный фактор.
К особенным чертам соотношения
системы права и системы законодательства
относят:
В системе права более конкретно
и глубже, чем в системе законодательства,
воплощается волевое начало права. Только
в системе права у его норм появляется
свой действительный смысл.
- Объективно существующая система
права представляет собой упорядоченную
базу для законодательства, так как объединять
нормы права в институты и отрасли можно
лишь на основе обоснованных критериев
предмета и метода правового регулирования.
- Система законодательства
является более свободной чем система
права и зависит от желания законодателя.
- верное толкование системы
права это залог успешной жизнедеятельности
системы законодательства. Нормы права
должны регулировать только те отношения,
на которые они направлены. Пренебрегая
системой права в правоприменении, можно
прийти к дезорганизации отношений в обществе.
Обобщая вышесказанное, можно
сделать вывод о том, что систему права
следует отличать от системы законодательства.
Первая характеризует внутреннее строение
права, группировку его норм по отраслям
и институтам, вторая относится к внешним
формам выражения права, характеризует
состояние источников права. Установление
верного соотношения между системой права
и системой законодательства является
важнейшей теоретической и практической
задачей. Правильное решение этой задачи
обеспечит доступ к нормативным актам,
сократит ненужное количество актов, приведет
к согласованности и наилучшему применению
в практике.
Заключение
Изучив выбранную тему: «Система
права», можно сделать следующие выводы:
Система права - это его структура, которая
объединяет в себя институты, отрасли
и нормы права, характеризующиеся автономным
и самостоятельным функционированием.
Элементами системы права являются: правовые
институты, отдельные юридические
нормы и отрасли права. Главными характерными
чертами данной системы являются: объективность
системы, единство и взаимосвязь норм,
дифференцированность, устойчивость и
динамизм, зависимость от общественных
отношений и то, что система права представляет
собой сущность права.
Предмет и метод правового регулирования
- это мера, благодаря которой классифицируют
отрасли права. С помощью метода правового
регулирования можно узнать, каким образом
регулируются общественные отношения.
Под предметом правового регулирования
понимают то, что необходимо урегулировать,
т.е. такие отношения (деятельность либо
действия, создающие эти отношения), на
которые воздействует право.
Разделение права на частное и публичное
признают в большинстве стран. Это деление
права называют условным. В системе права
видно их тесное переплетение. В связи
стем, что благодаря публичному праву
обеспечивается и защищается частное
право, то последнее не будет существовать
без публичного.